Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма выдачи спецодежды, рабочей обуви, костюма СИЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок ведения бухгалтерского учета спецодежды определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н) (далее — Методические указания).
Для целей налогообложения в расходах можно учесть стоимость спецодежды, приобретенной в порядке, предусмотренном законодательством (п.1 ст.252, пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).
В п.2 ст.221 ТК РФ указано, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Таким образом, действующее законодательство разрешает работодателям выдавать работникам спецодежду сверх типовых отраслевых норм. Следовательно, такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль. Для этого необходимо провести специальную оценку условий труда (аттестации рабочих мест) (письмо Минфина России от 11 декабря 2012 года N 03-03-06/1/645, от 27 августа 2009 года N 03-03-06/1/550, от 24 июня 2009 года N 03-03-06/1/425).
По результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) условия работы сотрудника должны быть признаны вредными (опасными) или связанными с загрязнением и выдавать спецодежду сотрудникам в такой ситуации можно только по результатам этих процедур (п.6 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н).
Если стоимость спецодежды, сроком носки свыше 12 месяцев, составляет более 100000 руб., то она учитывается в составе основных средств и ее стоимости списывается через амортизацию (п.1 ст.256 НК РФ).
Если спецодежда не отвечает критериям амортизируемого имущества (ее стоимость менее 100000 руб.), то ее стоимость учитывается в составе материальных затрат после передачи в использование. Организация вправе самостоятельно определить порядок списания такого имущества с учетом срока его использования и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).
НДФЛ и страховые взносы
Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный физическим лицом в денежной и натуральной формах (ст. 209 НК РФ). При этом ст. 41 НК РФ доходом для целей исчисления данного налога признает экономическую выгоду физического лица в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с гл. 23 НК РФ. Поскольку специальная одежда выдается работнику для выполнения им трудовой функции и такая выдача предусмотрена трудовым законодательством, у работника не возникает экономическая выгода, поэтому отсутствует и объект налогообложения.
Подобный вывод сделан в Письме Минфина России от 31.08.2009 N 03-04-06-01/226, правда, использовано другое обоснование: выплаты в виде стоимости специальной одежды, выдаваемой работникам по типовым отраслевым нормам, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, то есть как компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством и связанные с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Если специальная одежда выдается работникам, профессии (должности) которых не поименованы в типовых нормах, то налоговая инспекция может признать ее выдачу доходом работников и начислить НДФЛ. Этот подход является неверным, так как выдача специальной одежды подобным работникам может быть обоснована при наличии необходимых документов, о чем было написано в предыдущем разделе статьи.
ФАС СЗО в Постановлении от 20.08.2008 N А56-27963/2007 не признал выдачу спецодежды работникам, должности которых не были поименованы в типовых нормах, их доходом. Суд сделал вывод, что спецодежда выдавалась для производственных целей, поэтому не подлежит обложению НДФЛ. Он обратил внимание на следующие моменты:
— в организации издан приказ о выдаче спецодежды, в котором указано, сотрудникам каких подразделений и при выполнении каких видов работ, связанных с производственными целями, выдается спецодежда;
— заполнена ведомость учета специальной одежды, содержащая подписи лиц, получивших спецодежду;
— составлен и подписан акт о списании специальной одежды.
Исходя из этого, судьи заключили, что спецодежда не может являться вознаграждением работников за выполненные ими трудовые обязанности, а также доходом, полученным ими в натуральной форме, так как выдавалась работникам во временное пользование и только на время выполнения трудовых обязанностей.
Расходы на специальную одежду освобождаются и от обложения страховыми взносами на основании пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Подобный вывод по аналогии можно сделать и из Писем Минфина России N 03-04-06-01/226 и УФНС по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121868, касающихся обложения ЕСН.
Списание спецодежды в бухгалтерском учете в 2021 — 2022 годах
В таблице нормы бесплатной выдачи спецодежды и СИЗ работникам в 2018 году по приказу № 997н.
Выдавайте защитную одежду, обувь и другие средства защиты, работникам, если их работа связана с вредными и опасными условиями труда. Обращайтесь в ФСС за компенсацией расходов на средства защиты, если они отечественного производства, аттестация рабочих мест проведена и соблюдены типовые нормы выдачи СИЗ в 2020 году по профессиям.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением
Для улучшения условий работы сотрудников можно отступить от отраслевых правил. Так, по своей инициативе можно:
- чаще менять спецодежду, ведь отраслевыми нормами установлены только предельные сроки ее использования;
- заменить спецодежду другим ее видом. Для этого в региональную инспекцию труда направьте письменный запрос. В нем обоснуйте, чем вызвана такая необходимость. И только после того как получите положительный ответ, можно будет выдать сотрудникам другую спецодежду. Если замена не носит принципиального характера, например вместо куртки выдаете ветровку, то согласовывать ее не нужно (письмо Минфина России от 5 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/320);
- выдать спецодежду сотрудникам, для которых типовыми нормами она не предусмотрена. Для этого придется провести специальную оценку условий труда. Если по ее результатам условия работы будут признаны вредными, опасными или связанными с загрязнением, то выдача спецодежды будет обоснована. Порядок проведения такой оценки установлен Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Если в организации есть профсоюз, то с ним нужно согласовать выдачу спецодежды, не предусмотренной типовыми нормами.
Все это следует из части 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ, пунктов 6, 7 и 35 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Порядок выдачи спецодежды закрепите в локальных документах. Например, в коллективном или трудовом договоре или Правилах трудового распорядка. При этом нужно утвердить следующие данные:
- перечень должностей, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, с загрязнением;
- нормы выдачи спецодежды по каждой должности;
- срок носки, по истечении которого сотруднику должен быть выдан новый комплект спецодежды.
Такой вывод позволяют сделать пункт 6 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, а также часть 4 статьи 189 и абзац 9 части 2 статьи 41 Трудового кодекса РФ.
Работодатель должен приобретать спецодежду за счет собственных средств и выдавать ее сотрудникам бесплатно. Такое требование установлено в части 3 статьи 221 Трудового кодекса РФ и пункте 4 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
В некоторых случаях спецодежду можно приобрести за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Учет сверхнормативной спецодежды
Спецодежда не является вознаграждением или собственностью работника, поэтому при получении спецодежды материальной выгоды не появляется. В связи с этим суммы СИЗ не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами. Однако если работник при увольнении не вернул спецодежду и работодатель решил не взыскивать эту сумму, у работника возникает выгода с дохода, полученного в материальной форме. С этой суммы организации необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.
Обеспечение персонала специальной одеждой – обязанность работодателя, поэтому делать это он должен за свой счет. Однако часть таких расходов организация вправе вернуть, компенсировав их за счет уменьшения взносов на травматизм в Фонд социального страхования РФ (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Для того, чтобы возместить такие затраты, необходимо обратиться с заявлением на возмещение в территориальное управление ФСС. К заявлению необходимо также приложить документы, подтверждающие факт приобретения специальной одежды и другие документы, предусмотренные Приказом Минтруда.
Ответ на вопрос:
Если работодатель устанавливает улучшенные нормы выдачи СИЗ, то ему необходимо:
на основании результатов проведенной спецоценки разработать внутренний документ, устанавливающий улучшенные нормы;
согласовать положение с новыми нормами с профсоюзом или другим представительным органом сотрудников.
Улучшенные нормы выдачи СИЗ могут быть также включены в коллективный или трудовой договор. При этом во внутреннем документе и коллективном или трудовом договоре необходимо указать типовые нормы, по сравнению с которыми улучшается обеспечение сотрудников средствами защиты.
Такой порядок установлен в пункте 6 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Таким образом, для того, чтобы установить улучшенные нормы выдачи СИЗ приказом директора, необходимо учесть мнение профсоюза, а при его отсутствии – представительного органа работников. Если у Вас нет ни профсоюза, ни иного представительного органа работников, можно создать представительный орган специально для решения данного вопроса: на общем собрании работников выбрать представителя.
Важно: Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н установлен перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Данный документ не устанавливает типовые нормы выдачи СИЗ.
Средства индивидуальной защиты подбирайте в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются Правительством РФ. Если должность или профессия сотрудника не установлена в соответствующих типовых отраслевых нормах, то средства индивидуальной защиты выдавайте в соответствии с Типовыми нормами, утвержденными приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н (п. 14 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 16 марта 2016 г. № 15-2/ООГ-1049.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Может ли организация установить улучшенные нормы выдачи средств индивидуальной защиты по сравнению с типовыми
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Если работодатель устанавливает улучшенные нормы выдачи средств защиты, то ему необходимо:*
на основании результатов проведенной спецоценки разработать внутренний документ, устанавливающий улучшенные нормы;
согласовать положение с новыми нормами с профсоюзом или другим представительным органом сотрудников.
Улучшенные нормы выдачи СИЗ могут быть также включены в коллективный или трудовой договор. При этом во внутреннем документе и коллективном или трудовом договоре необходимо указать типовые нормы, по сравнению с которыми улучшается обеспечение сотрудников средствами защиты.
Такой порядок установлен в пункте 6 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Из ответа «Как обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты»
2. Ответ: Как определить вид средства индивидуальной защиты, которым организация обязана обеспечить сотрудника
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Средства индивидуальной защиты подбирайте в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются Правительством РФ. При этом учитывайте:
характер и условия выполняемой работы сотрудником;
пол, рост, размеры сотрудника.
Об этом сказано в статье 221 Трудового кодекса РФ, пункте 12 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Если должность или профессия сотрудника не установлена в соответствующих типовых отраслевых нормах, то средства индивидуальной защиты выдавайте в соответствии с Типовыми нормами, утвержденными приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н (п. 14 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н). Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 16 марта 2016 г. № 15-2/ООГ-1049.
Кроме того, работодатель может по своей инициативе:
устанавливать и улучшать нормы выдачи сотрудникам средств индивидуальной защиты;
заменять установленные средства защиты другими равноценными средствами.
Такие действия должны быть направлены на улучшение защиты сотрудников от опасных факторов и согласованы с профсоюзом или иным представительным органом сотрудников.
Об этом говорится в части 2 статьи 221 Трудового кодекса РФ, пунктах 6, 7 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
Для начала разберемся, всех ли работников нужно обеспечивать спецодеждой. Работодатель должен за счет собственных средств приобрести сертифицированную или декларированную спецодежду (обязательно возьмите у поставщика сертификат или декларацию соответствия) и бесплатно выдать ее сотрудникам, которые заняты на работахч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ; пп. 4, 8 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (далее — Правила № 290н); приложение № 4 к Техническому регламенту 019/2011, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (далее — ТР ТС 019/2011):
- с вредными и (или) опасными условиями труда;
- выполняемых в особых температурных условиях;
- связанных с загрязнением.
Типовые нормы обеспечения работников спецодеждой по профессиям установлены Приказом Минтруда РФ № 997н от 09.12.2014 года. Перечень содержит нормы предоставления спецодежды и средств защиты для 195 профессий.
Так же установлены и другие основания приобретения специальной одежды, обуви и защитных средств для работников, независимо от их профессии:
- приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.10 № 1104н (нормы выдачи для машиностроительных и металлообрабатывающих производства);
- постановление Минтруда №70 от 31.12.97 года (нормы выдачи климатически адаптированной одежды трудящимся в неблагоприятных погодных условиях);
- приказ Минсоцразвития №297 от 20.04.06 года (нормы предоставления светоотражающей и сигнальной одежды);
- около 70 нормативных актов содержат нормы обеспечения спецодеждой работников определенных отраслей. Например, приказ Минздравсоцразвития №416н от 12.08.08 года устанавливает нормы предоставления одежды и обуви работникам сельского хозяйства.
В таблице нормы бесплатной выдачи спецодежды и СИЗ работникам в 2018 году по приказу № 997н.
Выдавайте защитную одежду, обувь и другие средства защиты, работникам, если их работа связана с вредными и опасными условиями труда. Обращайтесь в ФСС за компенсацией расходов на средства защиты, если они отечественного производства, аттестация рабочих мест проведена и соблюдены типовые нормы выдачи СИЗ в 2020 году по профессиям.
Специальная одежда: бухгалтерский и налоговый учет
Трудовое законодательство — специальную одежду нужно выдавать только тем работникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; — для разных видов профессий и работ предусмотрена определенная специальная одежда, которая выдается в соответствии с типовыми нормами, установленными Минздравсоцразвития, либо более высокими нормами, установленными организацией; — работникам выдается спецодежда, прошедшая сертификацию или декларирование; — спецодежду работник получает от работодателя бесплатно; — работодатель за счет собственных средств осуществляет хранение, стирку, сушку, ремонт и замену специальной одежды.
Отметим, что подобное требование не соответствует трудовому законодательству.
Новое по списанию спецодежды в налоговом учете: программа «1С: Бухгалтерия 8»
Как уже говорилось ранее, самая простая и удобная методика, позволяющая не только разобраться со всеми предложенными государством поправками, но и продолжить работу на качественном уровне, заключается в необходимости задействования специализированного ПО. Тем более что в 2021 году в интернете представлен целый ассортимент различных цифровых модулей, предназначенных исключительно для работы в коммерческом секторе (автоматизация бизнес-процессов, бухучет и так далее).
Среди всех мобильных продуктов подобного характера выделяется несколько основных предложений, пользоваться которыми предпочитают эксперты по всей Российской Федерации. К числу таковых, несомненно, относится софт «1С: Бухгалтерия 8». Платформа отличным образом отвечает на вопрос о том, как учитывать спецодежду в бухгалтерском учете и каким документом списать данный объект класса МПЗ. Чтобы подробнее разобраться со всеми аспектами будущей работы, специалист может познакомиться с такими регламентами:
- соответствующие разделы Налогового кодекса;
- Приказ Министерства финансов № 135Н;
- справка о нормах выдачи бесплатных средств защиты сотрудникам;
- ст. 221 и ст. 209 ТК РФ;
- Постановление Минтруда № 997Н;
- КоАП (естественно, в рамках сопутствующих информационных блоков).
Сверхнормативная выдача спецодежды
Руководитель организации вправе принять решение о выдаче работникам дополнительной спецодежды сверх норм, установленных законодательством. Кроме того, он может обеспечивать спецодеждой работников, должности которых не предусмотрены в типовых нормах, а также выдавать больше предметов спецодежды, чем это предписано Минтрудом России. Это его право. В бухгалтерском учете все расходы по приобретению и выдаче спецодежды будут отражены полностью. Но при исчислении налогов бухгалтеру следует быть осторожным: в расчет он сможет принять лишь ту спецодежду, которая «умещается» в рамки установленных нормативов.
Отметим, что в Налоговом кодексе не говорится про соблюдение нормативов по спецодежде. Это требование выдвигают налоговые органы. Оно изложено в разделе 5.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Они утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729. Согласно этому документу затраты по бесплатной выдаче спецодежды работникам можно учесть в составе материальных расходов лишь тогда, когда спецодежда была выдана в таком количестве и работникам тех профессий, которые указаны в типовых нормах, утвержденных постановлениями Минтруда России.
Не исключено, что деление затрат на спецодежду на нормативные и сверхнормативные повлечет за собой проблему с НДС. Сотрудники налоговых органов считают, что налогоплательщики не вправе принимать к вычету НДС по сверхнормативным расходам. Это мнение основано на положении, которое было введено пунктом 7 статьи 171 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ. В нем говорится, что если расходы принимаются в целях 25-й главы НК РФ в пределах нормативов, то НДС по этим расходам подлежит вычету в сумме, соответствующей этим нормативам. Казалось бы, все ясно. Но смущает одно: упомянутое положение включено законодателем в тот пункт, который посвящен исключительно командировочным расходам. Возникает спорный вопрос: то ли речь идет о любых нормируемых расходах, то ли только о командировочных.
Это одна из многочисленных проблем, и решать ее налогоплательщику придется самостоятельно. Предупредим лишь, что отстаивать точку зрения, противоположную позиции МНС России, придется через суд.
ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Козак С.В., Герасимов Н.Н., Сухов А.В., Кирюханцев Е.Е., Ставнов В.В., Душкина Л.И., Филиппов Д.И., Файнерман М.И. под общей редакцией Шишкина С.М.
Согласованы письмом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России от 14.09.94 г. № 20/2.1./1572.
Утверждены заместителем министра культуры Российской Федерации.
Введены в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.94 г. № 736.
Дата введения в действие — 1 января 1995 года.
Зарегистрированы Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России. Регистрационный номер и шифр ВППБ 13-01-94.
1.1 Настоящие Правила разработаны в соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», введенными в действие 1 января 1994 г. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 576, и являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, выставок, картинных галерей, памятников истории и зодчества, учебных заведений отрасли культуры, независимо от форм собственности (в дальнейшем — учреждения культуры).
1.2. Все здания и сооружения учреждений культуры, реставрационные мастерские, региональные центры реставрации, сезонные строения этих учреждений ежегодно перед открытием сезона, а также после реконструкции и ремонта должны быть проверены и приняты междуведомственными комиссиями.
1.3. Требования пожарной безопасности для кинотеатров, киноустановок, видеокомплексов и спортивных сооружений определяются специальными правилами.
Примечание: учреждения культуры, имеющие свои киноустановки, при пользовании ими должны руководствоваться вышеуказанными специальными Правилами.
1.4. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
1.6. Ответственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей, а по структурным подразделениям на руководителей цехов, мастерских, складов, участков, а также ответственных лиц за исправное состояние автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного занавеса, водопроводных сетей, дымовых люков и другого противопожарного оборудования.
1.7. Все работники учреждений культуры должны знать Правила пожарной безопасности и строго выполнять их на рабочих местах, а к лицам, нарушающим требования пожарной безопасности, руководитель учреждения обязан принимать своевременные меры воздействия.
1.8. При заключении договора на проведение гастролей, представлений и организацию выставок с другими организациями руководитель учреждения обязан проинформировать органы Государственного пожарного надзора о намечаемых мероприятиях и местах их проведения.
1.9. Концертные коллективы, осуществляющие гастроли, должны быть обеспечены следующей документацией:
приказом руководителя учреждения о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда и пожарной безопасности при проведении гастролей;
журналом учета или списком лиц с росписью, прошедших инструктаж по технике и пожарной безопасности при гастролях;
временной инструкцией по технике и пожарной безопасности при проведении гастрольных спектаклей и концертов;
актами на огнезащитную обработку декораций;
актом местной постоянно действующей комиссии по приемке декорационного оформления спектакля, концерта.
1.10. Вновь поступающие на работу должны пройти противопожарный инструктаж, без которого они не могут быть допущены к работе.
1.11. Со всеми работниками учреждения культуры не реже одного раза в год должен проводиться повторный противопожарный инструктаж.
1.12. ИНСТРУКТИРУЕМЫЕ ДОЛЖНЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ:
с возможными причинами возникновения пожаров и мерах их предупреждения;
с участками, наиболее опасными в пожарном отношении, в которых запрещается курить, применять открытый огонь и необходимо соблюдать другие меры предосторожности;
с практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, использование первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей).
1.13. С электриками, машинистами сцены, реставраторами и лицами, занятыми на пожароопасных участках, должен проводиться пожарно-технический минимум по специальной программе.
1.14. Каждый работник учреждения культуры при обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности, грозящих возникновению пожара, обязан принять немедленные меры к их устранению и проинформировать об этом руководителя учреждения или лицо, его заменяющее.
1.15. В учреждениях культуры с числом работающих 15 и более человек могут быть организованы добровольные пожарные дружины из состава рабочих и служащих.
1.16. ВО ВСЕХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНСТРУКЦИЯ о мерах пожарной безопасности (см. приложение № 1), определяющая действия административно-технического, художественного и обслуживающего персонала в случае пожара, и план эвакуации людей и ценностей, которые должны быть изучены всем персоналом. План эвакуации и инструкция должны быть вывешены на видном месте в комнате главного администратора и в дежурном помещении пожарной охраны учреждения.
1.17. В МУЗЕЯХ И КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЯХ кроме того должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках — план эвакуации животных.
1.18. Проведение в музеях и картинных галереях вечеров, собраний и других мероприятий с массовым пребыванием людей может быть допущено только в помещениях, специально оборудованных для этих целей в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности. Использование для подобных целей помещений памятников культуры допускается с согласия на это органов охраны памятников.
1.19. Стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.
1.20. В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ должен быть установлен строгий контроль за производством огнеопасных работ.
Руководитель учреждения обязан издать приказ, которым подробно определить порядок проведения огневых работ с учетом специфических условий объекта с выдачей наряда-допуска (см. приложение 2).
1.21. Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении огневых работ в учреждении культуры несет директор (руководитель учреждения), зам. директора, главный инженер (прораб), начальник цеха, мастерской, лаборатории, заведующий отделом, складом и т. п., где будут производиться эти работы.
1.22. Во всех случаях при огневых работах должен выставляться пожарный пост из числа работников местной пожарной охраны.
1.23. По окончании работы учреждения культуры должны быть осмотрены все его помещения и приняты меры к устранению нарушений, могущих вызвать пожар.
Порядок осмотра помещений устанавливается руководителем учреждения.
1.24. Во всех учреждениях культуры рядом со сценой (эстрадой, ареной цирка, при входе в помещение, картинную галерею и т. п.) должно быть размещено дежурное помещение пожарной охраны, в котором должны находиться запасные ключи от всех помещений.
1.25. Во время спектаклей, просмотров и генеральных репетиций на сцене театрально-зрелищного учреждения должен быть установлен пожарный пост.
Проведение спектаклей, концертов и других массовых мероприятий при отсутствии на сцене пожарных постов запрещается.
9.1. Все учреждения культуры должны быть обеспечены средствами извещения о пожаре. У телефонных аппаратов должны быть вывешены номера телефонов ближайших пожарных частей и сделаны краткие надписи о способах вызова пожарной помощи.
9.2. В отдельных случаях, в зависимости от важности и пожарной опасности объекта, должна устанавливаться прямая телефонная связь учреждения культуры с городской пожарной охраной.
9.3. Здания театров, музеев, картинных галерей, цирков, зоопарков, выставочных залов, планетариев, крупных библиотек и других мест массового пребывания людей, а также помещения с большим количеством материальных ценностей должны оборудоваться автоматическими системами извещения о пожаре, а в музеях и библиотеках должны устанавливаться дымовые извещатели.
9.4. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
9.5. В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установок (отдельных линий, извещателей) руководитель учреждения обязан принять меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
9.6. Приказом по учреждению должно быть назначено лицо, ответственное за техническое состояние автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, которое вместе с работником пожарной охраны должно ежедневно производить проверку исправности установок.
9.7. Проверке подлежат:
исправность основного и резервного источников питания (в рабочем положении вилка кабеля питания должна быть включена в основную сеть, а другая вилка — в розетку резервного питания, все тумблеры на лицевой панели станции должны находиться в положении «Включено», а лампа зеленого цвета светиться);
извещатели, приборы и другие входящие в установку детали (они должны быть чистыми и не иметь следов коррозии, не заслоняться стеллажами, декорациями, оборудованием и др. предметами);
наличие в помещении приемной станции, схемы расположения извещателей, вывешиваемой на видном месте, инструкции по уходу за установкой и действиях обслуживающего персонала при получении извещения о пожаре или повреждении линии;
знание дежурными, обслуживающими установку пожарной сигнализации, своих обязанностей на случай пожара и правил работы на установке;
исправность линейных и кабельных сетей, защищенность их от механических повреждений в местах прохождения через проемы, стены и перегородки.
9.8. У местных коммутаторов и приемных аппаратов пожарной сигнализации должно быть установлено круглосуточное дежурство специального персонала.
9.9. Каждый объект должен быть обеспечен противопожарным водоснабжением, а также первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами (приложение 4).
9.10. Склады декораций должны оборудоваться спринклерными или дренчерными установками. В неотапливаемых зданиях складов должна устраиваться воздушная спринклерная система и сухотрубы с пожарными кранами, рукавами и стволами.
9.11. Сеть внутреннего противопожарного водопровода должна быть только кольцевой. Если городской водопровод не обеспечивает подачи расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, то должны устанавливаться насосы-повысители.
9.12. Противопожарное оборудование, средства. извещения о пожаре и пожаротушения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и боевой готовности. Использование их не по прямому назначению категорически запрещается.
9.13. Ящики с пожарными кранами, рукавами и стволами должны быть пронумерованы и опломбированы. Пожарный рукав должен быть присоединен в крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в 6 месяцев производить перемотку льняных рукавов на новую складку.
В помещении насосной станции должна быть четкая схема устройства внутреннего водопровода, а на задвижках и пусковых устройствах насосов-повысителей, дренчерной и спринклерной систем — яркие надписи о их назначении и порядке приведения их в действие.
9.14. Помещение насосной станции должно быть оборудовано телефоном или другой сигнализацией, связывающей его с помещением пожарной охраны объекта.
9.15. Отключение, хотя бы временное, противопожарного занавеса, спринклерных и дренчерных устройств, внутреннего противопожарного водопровода, а также средств пожарной связи и сигнализации без разрешения на это объектовой пожарной охраны запрещается.
9.16. Проверка состояния средств тушения и извещения о пожарах, а также специальных противопожарных устройств должна производиться ежедневно перед началом каждого спектакля или репетиции.
9.17. На объектах, хранящих культурные ценности, в качестве пожаротушащего агента в установках автоматического пожаротушения можно использовать мелкораспыленную воду, азот, углекислый газ, хладоны отдельных марок. В установках модульного пожаротушения и системах с трубопроводами (спринклерные и дренчерные установки) на мелкораспыленной воде должны быть смонтированы специальные оросители для уменьшения воздействия воды на предметы хранения.
9.18. При установке системы автоматического газового пожаротушения должна быть предусмотрена подача звукового и светового сигнала о необходимости покинуть помещение.
9.19. В музеях и библиотеках в качестве средств тушения источника воспламенения должны использоваться огнетушители углекислотные, порошковые, водяные мелкодисперсные.
9.20. Применение пенных огнетушителей исключается из-за вредного воздействия на материалы музейных ценностей и библиотечных фондов, такие огнетушители должны быть заменены.
В каком количестве закупать СИЗ?
В типовых нормах указано количество выдаваемых СИЗ в год на одного сотрудника. Однако, следует понимать, что данные цифры являются очень примерными. Отталкиваться необходимо в первую очередь от реальных показателей.
На степень износа и потерю защитных свойств влияет огромное количество факторов, начиная от качества самих СИЗ и заканчивая погодными условиями, которые могут значительно сократить срок эксплуатации. Поэтому наиболее оптимальным вариантом будет закупить сначала небольшое количество СИЗ от разных производителей, или разные модели одной и той же позиции. Далее отслеживать степень их износа в конкретных трудовых условиях, а на основании этого, уже выбрать для себя оптимальный вариант.
Например, грузчики в своей работе используют х/б перчатки с точечным ПВХ покрытием. Такой вариант является очень дешевым, но не очень долговечным. Если же использовать перчатки с латексным обливом, которые стоят дороже, то срок эксплуатации перчаток станет дольше, так как износоустойчивость таких перчаток гораздо выше. Однако понять какой вариант более выгодный, Вы сможете только на практике, в реальных «полевых условиях».
Обратите также внимание на то, что существуют дежурные СИЗ. Они выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. Например, плащи дождевики, которые не используются постоянно, или же диэлектрические перчатки и коврик, выдающиеся на время выполнения ремонтных работ, связанных с электричеством. Такие СИЗ используются разными сотрудниками и закреплены за рабочими местами, а не конкретными людьми. Эксплуатируют их «до износа» — то есть фактической потери защитных свойств.
Помимо этого, некоторые СИЗ имеют срок годности. Часто, для снижения закупочной стоимости, работодатели практикуют оптовую закупку, и хранят их на складах, забывая о данном факторе. В итоге выдача СИЗ с истекшим сроком годности приводит к наложению штрафных санкций.
За счет каких источников финансирования можно приобретать спецодежду?
Такой вопрос чаще всего интересует бухгалтеров бюджетных учреждений. Этот вид расходов может финансироваться как за счет бюджетных субсидий, выделенных на выполнение государственного (муниципального) задания, так и за счет средств, полученных от оказания платных услуг.
Кроме того, бюджетное учреждение вправе приобрести спецодежду за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Основанием для приобретения служат результаты СОУТ.
Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Отметим, для того чтобы произвести расходы за счет страховых взносов на травматизм, бюджетная организация должна обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.
Общие принципы списания спецодежды в организации
Списание спецодежды подчиняется определенному порядку. Сначала защитные комплекты подлежат инвентаризации, в ходе которой сличают количество комплектов в натуре и по учетным данным, фактические и нормативные сроки эксплуатации, оценивают качество спецодежды, возможность дальнейшего использования, возможность использования отходов после списания.
По итогам инвентаризации составляется акт на списание, который подписывает комиссия и впоследствии утверждает руководитель.
Спецодежду списывают по установленным в организации нормам. Их расчет производится на основании Правил Минсоцразвития №290н от 01/06/09 г. регулирующих на межотраслевом уровне выдачу спецодежды работникам. Согласно этому документу нормы выдачи могут применяться:
- типовые (Приказ Минтруда №997 от 09/12/14 г.);
- отраслевые (в каждой отрасли свой нормативный документ);
- принятые в организации на основании решения руководителя.
Администрация вправе устанавливать повышенные нормативы выдачи и списания спецодежды, но их нужно обосновать (п. 6 межотраслевых правил №290н) специальной независимой оценкой условий труда и отразить в ЛНА. Установленные произвольно повышенные нормы списания спецодежды могут стать причиной конфликта с контролирующими органами. О необходимости независимой оценки напоминает и Минфин (Письмо №03-03-06/1/59763 от 25/11/14 г.).
Учет выдачи спецодежды
Распределение купленных товаров должно осуществляться на основании первичного документа. Его форма должна соответствовать требованиям налогового и бухгалтерского учета. Если принято решение использовать унифицированный бланк, то для учета выдачи можно применять требование-накладную (№ М-11), или накладную на отпуск материалов (№ М-15), или лимитно-заборную карту (№ М-8). А можно составить свой документ на основании любого из перечисленных.
Руководитель подразделения распределяет купленные товары, а бухгалтер должен составить ведомость выдачи спецодежды. Лучше всего формировать этот документ один раз в месяц или год на всех сотрудников. Можно использовать такой образец.
ООО (название)
Ведомость выдачи спецодежды за 2015 год
№ п/п | ФИО | Спецодежда | Ед. измер. | Кол-во, шт. | Сумма без НДС, тыс. руб. | Дата выдачи | Срок службы | Дата возврата | |
Наименование | № номенкл. | ||||||||
1 | Иванов | Костюм | 1840 | Шт. | 1 | 1 | 01.09.15 | 1 год | |
2 | Петров | Куртка | 1837 | Шт. | 1 | 2,5 | 01.09.15 | 1 год |
В собственную форму можно вставить любые строки. Например, фиксировать возврат спецодежды перед увольнением сотрудника. Эта ведомость будет считаться регистром.
Факт выдачи спецодежды должен быть отображен на счете 10. Проводка будет показывать движение спецодежды с субсчета «На складе» на субсчет «В эксплуатации». Списание спецодежды осуществляется единовременно или равномерно по факту выдачи ее сотрудникам. Стоимость включается в производственные расходы предприятия.
Дополним условия предыдущего примера. Техника безопасности на предприятии предусматривает использование жилетов сотрудниками транспортной службы. Кладовщик условного ООО 17 марта выдал эти МБП. Перемещение спецодежды между подразделениями оформляется требованием-накладной. Выдача жилетов водителям фиксируется в ведомости. По этим первичным документам бухгалтер делает проводки в балансе:
ДТ10 субсчет «Спецодежда в эксплуатации» КТ10 субсчет «Спецодежда на складе»
— 1080 руб.— перемещение МБП в подразделение.
Документы от подотчетных лиц в бухгалтерию попали в конце месяца. Учетной политикой предусмотрено, что МБП со сроком использования до 12 месяцев списываются единовременно. В БУ проводятся такие записи:
ДТ20 КТ10 — 1080 руб. — списание спецодежды в счет расходов предприятия.
ДТ012 «Спецодежда в эксплуатации» — 1080 руб. — выдача МБП сотрудникам.
Нюансы налогообложения
Учет спецодежды осуществляется без начисления НДС. Эти МБП выдаются на время, а не передаются в собственность сотрудникам. То есть нет перехода прав собственности. С этим налоговые органы спорить не будут. Иначе обстоят дела, если сотрудник выплатил деньги за спецодежду. Например, при увольнении он заплатил в кассу ее остаточную стоимость. В такой ситуации нужно либо начислить НДС, либо сослаться на постановление ФАС № 2901/2008. Сотрудник выплатил компенсацию предприятию, а не купил спецодежду. На стоимость МБП начислять страховые взносы не нужно, при условии, что оны переданы сотрудникам в пользование, а не в собственность.
Учет спецодежды, которая подлежит списанию, в НУ осуществляется иначе, нежели в бухгалтерском. МБП стоимостью менее 10 тыс. руб., использовать которые можно до 12 месяцев, включаются в состав материальных издержек. Затраты на их приобретение являются косвенными и списываются полностью в момент выдачи. Спецодежда, стоимость которой превышает 10 тыс. руб., а срок службы составляет более одного года, включается в состав амортизируемого имущества и погашается линейным способом.