Семья и брак в обществознании — характеристика, виды и функции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семья и брак в обществознании — характеристика, виды и функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Сферы и элементы общества.

Сферы общественной жизни – это подсистемы общества , в рамках которых люди вступают в различные отношения. Сферы и элементы общества.

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности.

Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов.

Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти. Брак эволюционирует вместе с обществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены.

Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной.

Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом. Брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Как подготовиться к семейной жизни

Если люди решили жить вместе, строить семью, значит, они что-то значат друг для друга. К принятию такого решения пара приходит совместно, ожидая от будущей жизни чего-то волшебного. Однако такой вариант развития событий нельзя назвать распространённым, гораздо чаще, начинаются конфликты на бытовом уровне, ссоры, обиды на пустом месте.

Читайте также:  Как отказаться от НДС на общей системе налогообложения в 2021 году

Чтобы не допустить такого развития ситуации, следует начинать совместную жизнь только после того, как вы присмотрелись ко второй половинке, узнали её с разных сторон. Нужно обязательно выяснить правила совместного проживания, прояснить непонятные моменты, не откладывая их обсуждение на потом. Иногда можно составить своеобразный договор семейных отношений, в котором закрепить все самые важные моменты.

Правоотношения родителей и детей ( 9 класс, 10 класс)

Родители — это лица, ответственные за воспитание детей. Родителей условно можно разделить на:

  • приёмных;
  • биологических.

И приёмные, и биологические обладают равными правами и обязанностями в отношении своих детей. Права родителей:

  • воспитывать детей;
  • получать льготы (например, если семья многодетная или в семье проживает ребёнок-инвалид);
  • выбирать образовательное учреждение для ребёнка;
  • представлять интересы своего ребёнка;
  • видеться с ребёнком, несмотря на развод;
  • предоставлять имя, фамилию и отчество своему ребёнку;
  • определять место жительства ребёнка.

Урок «Правовые основы брака и семьи»

Автор: Сухарева Надежда Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №4

Населенный пункт: Московская область, г. Ивантеевка

Цели:1.Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.

2.Совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение анализировать текст законов.

3.Способствовать нравственному воспитанию чувства гражданской ответственности.

Задачи:1 познакомить учащихся с понятием «брак», порядком его заключения и расторжения, с Семейным кодексом РФ и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов.

2 развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

3 формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.

4 создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, Семейный кодекс РФ, тесты.

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий и применением презентации.

План урока.

  1. Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.
  2. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор.
  3. Молодая семья и проблемы молодой семьи.
  4. Расторжение брака.

Ход урока

Учитель: Тема семьи волновала людей во все времена. Волнует она их и сегодня.

Проходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей.

Большое количество данных статистики свидетельствуют о том, что люди, испытывающие к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен.

Вместе с тем, создание семьи — ответственный шаг, который влечет за собой не только права, но и обязанности, подразумевает готовность преодолевать трудности в процессе освоения новых социальных ролей.

Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и важную тему «Правовые основы брака и семьи». Мы познакомимся с законами, которые регулируют вопросы семьи и брака; вы получите представления о порядке и условиях заключения брака, узнаете о личных и имущественных правах супругов; поговорим о молодой семье и ее проблемах, выясним порядок расторжения брака.

Давайте, ребята, вспомним, что такое семья?

— За чем человеку нужна семья?

-Что объединяет членов семьи?

— Что дает человеку семья?

— Что семья дает государству?

( заполним схему у себя в тетрадях).

— Какие функции выполняет семья?

(запишем функции семьи в тетрадях).

— Семья, как известно, начинается с брака. Слово «брак» происходит от древнерусского слова «брачити», что означает отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое,

— Что же такое брак?

— Запишите определение «брака» в тетрадь!

Ребята, можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

— Что общего в понятиях «брак», «семья»?

— Чем они различаются?

— Какую роль в создании семьи играет заключение брака?

— Опираясь на статью 1 СК РФ, выделите существенные признаки брака!

Вопросы

Понятия

1. Чем характеризуется союз?

1. Добровольный союз

2. Кто может заключить брак?

2.Мужчина и женщина

3. Кому принадлежит главная роль в этом союзе?

3. Союз равноправный, вопросы решаются по взаимному согласию

4. Какова цель союза?

4. Создание семьи

5. Какой брак признает государство?

5. Государство признает только зарегистрированный брак.

Стадии супружеских отношений

Проблемы в супружеских отношениях — одна из наиболее частых тем обращения к психологу. Недопонимание между супругами может возникать в силу разных причин, но одна из них — неодновременное прохождение разных стадий отношений. Семья — изменяющаяся система, и у нее есть свои законы развития. Зная эти законы, можно лучше понять партнера, осознать причины разногласий. Рассмотрим этапы развития, которые проходит каждая семья.
Первая стадия — симбиоз — время накала чувств, «Я влюбилась в него по уши», «Мы — одно целое». Это такое сильное слияние, что оно доходит до взаимопоглощения личностей, жизней. Цель этой стадии — образование сильнейшей привязанности. Сходство между двумя любящими превозносится, различия не замечаются. Страсти накалены. Очень высока степень заботы друг о друге, взаимные «даю» и «беру» процветают. Требования к партнеру минимальные. Обычно каждый прилагает усилия, чтобы приспособиться к партнеру и доставить ему удовольствие. Каждый чувствует себя настолько хорошо, что не рискует выставить какое-то требование, быть эгоистичным, не рискует не быть дающим, не быть чувствительным к нуждам другого. Каждый партнер испытывает достаточно большую заботу о себе, и отношения получают солидную основу.

Если эта основа создана, можно двигаться к следующей стадии — дифференциации, если нет, то пара может длительное время пребывать в состоянии симбиоза, но союз грозит стать дисфункциональным, негармоничным. Будет преобладать стремление к слиянию, желание избежать конфликтов, тенденция преуменьшать различия. Возникнут отношения типа «стоячая волна». Возможен противоположный по поведению вариант — откровенная враждебность, гнев, конфликты, то есть отношения типа «два узника в одной камере».

Дифференциация — следующая фаза отношений, время «снятия божества с пьедестала». Теперь каждый может сказать: «Жизнь без всяких проблем — это не жизнь». Эта стадия редко бывает легкой! По мере ее прохождения может возникнуть желание иметь больше пространства для себя. Хочется расширить свои внутренние границы. Пара начинает замечать различия, партнеры чувствуют, что они не хотят так много времени проводить вместе. Хочется побыть наедине с собой, что может вызывать чувство вины. «Что случилось? Почему я больше не чувствую себя так, как обычно я себя чувствовал(а) с этим человеком?» Между прочим, чувство вины возникает совершенно напрасно. Желание побыть в одиночестве, даже без любимого человека, исключительно необходимо каждому, кто хочет не прерывать процесса самопознания. Мы уже говорили, что изучение себя — пожизненный процесс. Позитивная самооценка нам всем необходима. А как же мы сможем оценить себя, если не уединимся? Само слово дифференциация означает разделение, расчленение, различение, способность отличать. В этой стадии отношений партнеры начинают замечать, что они и чувствуют, и мыслят несколько по-разному. У каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность. Иллюзия симбиоза поколеблена, появляются драматические неожиданности. Для одних дифференциация — это медленный и постепенный процесс, для других — это период бурного крушения надежд, развенчания иллюзий.

Читайте также:  Защита прав потребителя: как отстоять свои права?

Практикование — стадия отношений, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть и работа в доме, но на себя, и вне дома. При этом могут завязываться новые знакомства. Партнеры уже более не настроены улавливать желания друг друга. Каждый сконцентрировался на себе. Внимание каждого направлено на внешний мир. Главное теперь независимость, автономия, индивидуализация. Развитие своего «я» становится важнее, чем развитие близких отношений. На первый план у каждого выступают проблемы самооценки, своего достоинства: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою?» Между партнерами могут возникать конфликты, а примирение снова приводит к кратковременным эмоциональным сближениям. Некоторые люди называют этот период жизни «одинокий скиталец», другие «путешествие за тысячу километров».

Возобновление дружеских отношений. После того, как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в интимности, эмоциональной подпитке, психологической поддержке. Теперь можно стремиться к возобновлению дружеских отношений со своим супругом. Снова обостряется ранимость, уязвимость. Партнеры ищут комфорт, поддерживают друг друга. Периоды особо счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Несмотря на тревогу, возникающую временами, и трения в отношениях, конфликты улаживаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, не то, что было в период дифференциации. Теперь уже каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого, как это было в период симбиоза. Устанавливается разумный баланс между «я» и «мы». Каждый партнер узнает себя глубже как дарителя радости другому партнеру. Возникает глубокая приверженность супружеству, постоянство.

Взаимозависимость — фаза дальнейшего укрепления постоянства. Теперь каждый из партнеров убедился, что его любят. Настало время постоянства в отношениях, когда образ совершенного избранника — идеализированный и невозможный — мирно вытесняется реальным образом супруга. Две личности, разрешившие сомнения относительно самоценности, имевшие возможность проявить себя во внешнем мире, находят удовлетворение в совместной жизни. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования «мы», чем «я».

Подобные стадии свойственны нормальным, здоровым интимным отношениям. Не следует думать, что только у страдающих неврозами людей бывают трудности в супружестве. Трудности бывают у многих людей, может быть, даже у всех. Больным или инфантильным, незрелым людям здоровые отношения строить, как правило, сложнее.

Хорошо, когда оба партнера проходят все стадии одновременно, почти синхронно. Трудности возрастают, если один партнер еще живет в стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Конфликты обостряются, когда один партнер еще хочет проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой с нетерпением стремится к возобновлению близких отношений.

Подробнее о стадиях супружеских взаимоотношений можно прочитать в книге И. Москаленко “Когда любви слишком много”.

Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.

Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.

В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.

СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.

Читайте также:  Какие льготы положены инвалиду 2 группы в 2023 году на ЖД транспорте

Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.

Структуру семьи нельзя рассматривать однозначно, данный аспект зависит от того, какая типология лежит в основе формирования малой социальной группы:

Число участников брачного союза
  • моногамная – по одному партнеру;
  • полигамная (полиандрия, полигиния, групповой брак) – несколько жен или мужей (гарем)
Структура или дерево родственных связей
  • простая (нуклеарная) – проживают 2 поколения, чаще всего это родители и дети;
  • сложная (расширенная) – ведут совместное хозяйство 3 и более поколений (например, родители, дети и бабушки с дедушками);
  • полная (элементарная) – есть ребенок и оба родителя;
  • неполная – нет детей или одного из родителей;
  • составная – есть оба родителя, которые воспитывают несколько детей;
  • клан – группа из нескольких поколений, объединенная родственными отношениями, но не обязательно проживающая совместно;
  • двор – объединяет несколько поколений рода, но включает и других участников, не имеющих родственных связей
Число детей
  • бездетная (инфертильная) – в супружеской паре пока нет детей;
  • малодетная – семья воспитывает 1-2 детей;
  • многодетная – на попечении у родителей 3 и более деток
Тип проживания супругов
  • матрилокальная – при проживании супругов с родителями жены;
  • патрилокальная – при совместном проживании с родителями мужа;
  • неолокальная- супруги самостоятельно ведут свое хозяйство, отдельно от старшего поколения
Форма управления или позиция главенства в паре
  • матриархат – главную роль играет женщина;
  • патриархат – условия диктует мужчина;
  • демократия – совместное принятие решений и равная степень ответственности за происходящее
Тип воспитания потомства
  • авторитарная – слово родителей это закон и не подлежит обсуждению;
  • либеральная – детям все разрешено;
  • демократическая – равенство детей и родителей
Морально-психологическое состояние
  • благополучная – здесь удовлетворяются все потребности членов группы;
  • неблагополучная – семья низкого социального статуса, в которой прослеживаются проблемы воспитания детей;
  • устойчивая – стабильная супружеская пара;
  • конфликтная – семья, в которой наблюдается конфликт интересов, порождающий ссоры;
  • проблемная – характеризуется постоянным возникновением негативных моментов, которые в итоге могут привести к распаду
Материальное состояние
  • обеспеченная;
  • малоимущая

Какая бы типология не лежала в основе структуры ячейки общества, в ее рамках рассматривают особенности формирования нравственно-психологических связей между всеми участниками, ее духовность, соотношение власти и др. факторы, которые оказывают влияние на выполнение функций семьи в социуме.

Что такое синдром «пустого гнезда»?

Одним из этапов развития семьи является уход взрослых детей из дома. Родители остаются одни и сталкиваются с трудностями, вызванными потребностью приспособиться к жизни вдвоем.

Непривычная обстановка давит и лишает комфорта, появляется ощущение одиночества и пустоты. Непонятно, что делать дальше и как строить свой быт. Ситуация осложняется потребностью примириться со следующими факторами:

  • убыванием физических сил, появлением признаков старения;
  • выходом на пенсию, снижением уровня доходов;
  • адаптации к новым семейным ролям бабушки и дедушки;
  • сужению круга общения, снижению социальной значимости;
  • выстраиванием отношений с новыми родственниками.

Проблема «пустого гнезда» актуальна для родителей, видевших смысл жизни в детях. Уход детей в самостоятельную жизнь воспринимается как разрушение надежд, исчезновение смыла существования. Родители чувствуют себя брошенными и преданными. Они стараются поддерживать прежние отношения, сознательно или несознательно мешая самостоятельности детей. Родители могут применять психологическое насилие, манипулировать, шантажировать, дети не могут разорвать психологическую связь и создать свою семью.

В норме родители преодолевают синдром «пустого гнезда» и смиряются с новым распределением ролей. При неудачном развитии отношений дети до конца жизни родителей остаются зависимыми от них, даже если живут отдельно.

Для чего нужна семья?

Каждый человек нуждается в близких и любящих людях, которые разделят с ним радость и поддержат в трудной ситуации. Основная функция семьи — удовлетворение духовных потребностей человека. При создании молодой семьи на первом месте должна стоять именно духовная составляющая, ведь тёплые и доверительные отношения — залог крепкого и гармоничного союза.

Когда люди влюблены, им приятно проводить время вместе. Общение их окрыляет и вдохновляет, они делятся друг с другом мечтами и планами на будущее. От такого общения человек питается энергией позитива и радости, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Два любящих человека — это неразрывное целое. Они закладывают в семейный фундамент духовные ценности: любовь, понимание, сочувствие, сопереживание.

Портрет счастливой семьи

Лев Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И всё же семейная идиллия каждой гармоничной пары состоит из уникальных моментов и воспоминаний, трепет и радость которых возможно понять только двоим. Но ни в одной счастливой семье нельзя обойтись без мелких споров и недоразумений. Кризисы и конфликты также случаются, но благоразумным и любящим людям удаётся быстро их преодолевать.

Многие семьи со стороны кажутся практически идеальными. Муж и жена не ссорятся на людях, не орут на своих детей, соблюдают спокойствие и приличие. Они общаются друг с другом вежливо и уважительно, поэтому окружающие принимают такую пару за образец семейных отношений. Но на самом деле не всё столь радужно. Часто под хорошими манерами супруги скрывают серьёзные проблемы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *