Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа «Доступная среда»: цели, задачи, промежуточные результаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».
Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».
Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».
Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».
Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».
Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.
Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.
В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).
Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:
- доступность;
- безопасность;
- комфортность;
- информативность.
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.
Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги.
В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Промежуточные итоги и изменения программы в 2019 году
Минтруд России ежегодно публикует отчеты по реализации госпрограммы «Доступная среда», которые охватывают ситуацию в стране в целом. Помимо этого, каждый из регионов дополнительно отчитывается на местах.
Так, по итогам 2018 года были достигнуты следующие показатели:
- Доля приоритетных объектов транспорта, социальной инфраструктуры, которые должны быть доступны инвалидам, увеличилась до 64,1%.
- Доля инвалидов, которые считают, что население положительно относится к их проблемам, составила 60,8%.
- В 21,2% субъектов России уже сформирована инфраструктура для комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей с инвалидностью;
- Доля инвалидов в общем числе таких людей среди взрослых, к которым применяются программы реабилитации, составляет 57,9%.
- Доля детей-инвалидов, к которым применяются программы по реабилитации, составляет 70,8%.
- Все бюро МСЭ стране оснащены специальным диагностическим оборудованием (доля 100%).
- По состоянию на 3-й квартал 2018 года доля занятых инвалидов из их общего числа составляет 28,5% или 3,5 миллиона человек.
Правительству было поручено задание проработать новую программу доступная среда для инвалидов на период 2021-2015 годов.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».
Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».
Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».
Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».
Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Из них:
1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
2. объем бюджетных ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 292 832 006,1 тыс. рублей, в том числе:
- на 2014 год — 8 999 525,8 тыс. рублей;
- на 2015 год — 11 082 759,1 тыс. рублей;
- на 2016 год — 15 365 896,3 тыс. рублей;
- на 2017 год — 24 125 126,2 тыс. рублей;
- на 2018 год — 26 474 603,6 тыс. рублей;
- на 2019 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
- на 2020 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
- на 2021 год — 28 826 799,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 29 253 299,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 29 896 799,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 30 576 799,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 30 576 799,3 тыс. рублей.
Какие законы определяют положение «Доступной среды»? Распоряжение Правительства от 2008 года позволило установить сроки программы. Первоначально исполнить ее планировалось за 4 года — с 2011 по 2015 гг. Но недавно она была продлена до 2020 года. Постановлением Правительства РФ, государственную программу «Доступная среда» должно исполнить Министерство труда и социальной защиты РФ. В программе очень много участников. К ним относятся следующие организации и учреждения:
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Пенсионный фонд.
- Министерство финансов.
- Министерство культуры.
- Министерство образования и другие.
Для выполнения задач программы было выделено около 411 миллионов рублей, которые были потрачены на улучшение транспортной инфраструктуры, закупку необходимых средств реабилитации в медицинские учреждения, увеличение числа реабилитационных центров и другие действия. Помимо главной цели, государственная программа РФ «Доступная среда» была укреплена дополнительными программами, которые имеют схожие задачи.
Например, для инвалидов было упрощено получение государственных услуг. Для этого все государственные учреждения обязали сделать пандусы, а качество обслуживания улучшить. Для того чтобы абилитация инвалидов проходила более успешно, одной только законодательной базы недостаточно. Нужна обширная техническая база, которая бы включала все необходимые средства реабилитации. А их людям с множественными нарушениями нужно немало. Поэтому было принято решение об увеличении производства ТСР на территории страны. Какие еще подпрограммы освещены в программе «Доступная среда»?
- Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных центров и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многовартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечиающим защиту прав граждан и снижение рисков для них
- Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установленнх ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья
- Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства
- Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природны объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение
- Реализация мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и исполнительной власти субъектов РФ, по оказанию гражданам поддержки в улучшении желищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
- Развитие среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры
- Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом их качества городской среды
- Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ
Региональные особенности «Доступной среды»
Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.
Наиболее серьезным примером программы доступной среды определенно является «Теннис парк», локализующийся в столице на Рязанском проспекте. Данная постройка является примером спортивного безбарьерного пространства, на котором могут заниматься граждане с ограниченными способностями.
Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.
С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.
Многие образовательные учреждения обзавелись электронными табло, подъёмными пандусами, мобильными лестничными подъемниками и информационными терминалами. Именно при помощи этих средств, обучение детей с ограниченными способностями становится в разы проще.
Какие законы определяют положение «Доступной среды»? Распоряжение Правительства от 2008 года позволило установить сроки программы. Первоначально исполнить ее планировалось за 4 года — с 2011 по 2015 гг. Но недавно она была продлена до 2020 года. Постановлением Правительства РФ, государственную программу «Доступная среда» должно исполнить Министерство труда и социальной защиты РФ. В программе очень много участников. К ним относятся следующие организации и учреждения:
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Пенсионный фонд.
- Министерство финансов.
- Министерство культуры.
- Министерство образования и другие.
Для выполнения задач программы было выделено около 411 миллионов рублей, которые были потрачены на улучшение транспортной инфраструктуры, закупку необходимых средств реабилитации в медицинские учреждения, увеличение числа реабилитационных центров и другие действия. Помимо главной цели, государственная программа РФ «Доступная среда» была укреплена дополнительными программами, которые имеют схожие задачи.
Например, для инвалидов было упрощено получение государственных услуг. Для этого все государственные учреждения обязали сделать пандусы, а качество обслуживания улучшить. Для того чтобы абилитация инвалидов проходила более успешно, одной только законодательной базы недостаточно. Нужна обширная техническая база, которая бы включала все необходимые средства реабилитации. А их людям с множественными нарушениями нужно немало. Поэтому было принято решение об увеличении производства ТСР на территории страны. Какие еще подпрограммы освещены в программе «Доступная среда»?
Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.
Инженер-экономист Леонтьева Е.Г. написала учебное пособие с нормативными требованиями и комментариями по доступной среде. Это было ещё в 1983 году, задолго до появления программы «Доступная среда». Однако книга актуальна и сейчас. Автор окончила политехнический университет на Урале, после чего устроилась на работу и закончила аспирантуру. В 27 лет случилась в её жизни трагедия, после которой женщина оказалась в кресле для инвалидов. Только в тот момент Елена Леонтьева поняла, что в жизни очень мало делается для маломобильных, а также пожилых людей. Тогда она начала заниматься вопросом создания условий, уравнивающих всех граждан.
В книге глазами инвалида рассматриваются насущные вопросы по проектированию зданий, посетив которые, маломобильный человек не будет чувствовать себя «лишним». Среди прочих в них изложены и следующие проблемы:
- проектировка умывальников в санузлах;
- создание туалетов для инвалидов-колясочников;
- проектировка санузлов, пригодных для инвалидов-опорников;
- мужские туалеты общественного пользования;
- оформление удобного направления открывания дверей в кабинках туалета;
- проектирование дверей по всей территории помещения;
- облагораживание территории, которая прилегает к зданию;
- создание пешеходных путей;
- проектирование парковки.
При реализации программы требуется улучшение условий для адаптации инвалидов в обществе. Прав людей с ОВЗ не должны ущемляться, для чего рекомендовано проведение реконструкций и капитальных ремонтов зданий, если нет возможности оснастить организацию без глобальных изменений.
Правительство перед ответственными за реализацию программы лицами поставило несколько задач:
- обеспечение равного доступа к наиболее значимым организациям и услугам для всех категорий населений, включая инвалидов;
- обеспечение равного доступа к абилитации и реабилитации, сопутствующим услугам;
- обеспечение рабочих мест в государственных организациях для инвалидов с различными видами нозологий.
Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?
Можно выбрать только один вариант
Инвалид.
Человек с инвалидностью.
Лицо с ограниченными возможностями.
Кулответ считает: Человек с инвалидностью.
Это словосочетание из двух слов, главное — Человек, а потом уже его характеристика. Именно так считают специалисты.
Но в законодательстве прописано несколько иначе, там нет никакого человека, есть «лицо», хотя не знаю, может что-то пропустил, и закон поменял формулипрвку.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Хотя вот есть и определение (нашёл на одном сайте):
Выражение «человек с инвалидностью» — самое нейтральное и приемлемое. Если сомневаетесь в корректности ваших слов — спросите, как лучше обратиться. Например, слово «инвалид» обижает некоторых людей. Пользователи коляски считают, что такие слова, как «колясочник» и «спинальник», корректны, а самое распространенное словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья» использовать нежелательно. Это обусловлено тем, что человека с инвалидностью часто ограничивает именно инфраструктура, а не его особенности.
Как лучше поступить при знакомстве с человеком, у которого протез руки?
Можно выбрать только один вариант
Исключить рукопожатие, если у человека протез.
Выдержать достаточную паузу, чтобы передать инициативу рукопожатия собеседнику.
Протянуть руку для приветствия, не акцентируя внимание на инвалидности.
Кулответ считает: Протянуть руку для приветствия, не акцентируя внимание на инвалидности.
Надо понимать, что человек у которого протез также хочет быть обычным членом общества, как и все. Хотя из личной практики, у человека протез на правой руке, так он всегда первым протягивал левую руку, никогда не стеснялся и не обижался этому, потому как (это я так думаю) что когда другой человек не знает, что у него протез, то это ставит некоторых людей в неловкое положение, так что он был всегда спокоен к этому.
Какой диаметр зоны нажатия кнопки вызова помощи соответствует действующим нормам?
Можно выбрать только один вариант
Не менее 10 мм.
Не менее 50 мм.
В зависимости от задания на проектирование.
Кулответ считает: Не менее 50 мм.
Есть в национальном стандарте, в ГОСТ Р 51671-2020.
7.2.3.2 Вызывное устройство в кабине размещается на высоте от 0,6 до 0,8 м в зоне унитаза. Кнопка вызова дополняется шнуром красного цвета с рамкой (треугольной или круглой формы диаметром не менее 50 мм), находящейся вблизи пола на уровне от 0,2 до 0,4 м, которая позволит при падении надежно захватить шнур человеку с нарушенной функцией верхних конечностей. Допустимо выполнять вместо шнура дублирующую кнопку на высоте не более 0,4 м.
Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
Можно выбрать только один вариант
Первая и последняя ступенька отмечаются контрастной полосой.
К началу и концу длины перил добавляется 30 см.
Нумерация этажей дублируется информационными тактильными табличками.
Все перечисленные варианты.
Кулответ считает: К началу и концу длины перил добавляется 30 см.
Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важно, чтобы была опора. Читайте СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с изменением № 1)
Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.