Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, предмет и источники трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).
Комментарий к ст. 11 TК РФ
1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК).
2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.
Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.
3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.
6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее — Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:
а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;
б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).
8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).
Так, например, иностранцы не могут быть:
а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);
б) назначены на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);
в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.
9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников — руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).
10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.
Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).
11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих — с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).
12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.
Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК).
13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.
СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.
Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, тесно взаимодействующая с другими отраслями, такими как конституционное, гражданское, административное, право социального обеспечения и др.
Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.
Трудовые отношения близко примыкают к гражданским отношениям, поскольку оба вида отношений возникают в силу договорных соглашений между сторонами и носят возмездный характер. Однако они отличаются по предмету договора: предметом трудового договора является сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией и подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет гражданских отношений – вещественный результат труда.
Смежная область регулирования отношений трудовым правом и административным правом – деятельность государственных и иных служащих. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся и регулируются поэтому нормами трудового права.
Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения. Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.
Для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Виды социального обеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется только на основании законодательства и изменяется в соответствии с законом.
ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.
Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.
В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:
1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.
Нормы трудового права
Существующие ныне нормы трудового права распространяются в равной степени на всех работодателей и официально трудоустроенных работников. Не имеет значения половая принадлежность сотрудников, их возраст, семейное положение и национальность.
Чтобы трудовые отношения возникли, работодатель обязан заключить с человеком трудовой договор. Трудовой кодекс обязывает так поступать всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы. Заключить договор нужно в течение 3 дней с момента принятия нового человека на работу. Эта обязанность закреплена в ст. 67 ТК РФ.
Выделяют несколько вариантов классификации норм трудового права. В первую очередь, это общие нормы и особенные. Общие – это те правила, которые обязаны соблюдать все стороны трудовых отношений. Эти правила контролируют основные спорные моменты, которые могут возникнуть. Также эти нормы дают обеим сторонам трудовых отношений гарантии соблюдения норм законодательства, а также прав и свобод.
Основные нормы направлены на достижение следующих целей:
- обязательное исполнение прав сторон;
- обеспечение защиты трудоустроенных лиц;
- определение гарантий для трудящихся граждан;
- формирование определённых требований к условиям работы;
- исключение дискриминации на служебном месте и принуждения к труду;
- определение условий для социального партнёрства;
- осуществление контроля над созданием и деятельностью профессиональных союзов работников.
Особенные нормы трудового права регулируют лишь отдельные сферы труда. Например, вопросы, связанные с занятостью населения или выплатой денежных компенсаций работникам, попавшим под сокращение.
Существуют и другие варианты классификации норм трудового права. В частности:
- оперативные. Они направлены на отмену либо изменение отдельных законов и актов;
- декларированные. Они устанавливают основополагающие принципы в сфере труда. Например, каждый гражданин имеет право самостоятельно и свободно выбирать будущую профессию;
- дефинитивные. Они дают определения конкретным понятиям, применяемым в данной области.
Также существуют:
- императивные нормы – это нормы, которые не дают работнику права выбора. Например, ни один работник не может заменить основной отпуск денежной компенсацией;
- диспозитивные – это нормы, предполагающие наличие выбора. Например, работник может сам решить, вступать ли ему в профсоюз или нет.
Можно выделить ещё 5 видов трудовых норм:
- локальные. Они действуют только в пределах конкретного предприятия, так как устанавливаются исключительно на местах;
- международные. Это положения международного права, которые лежат в основе норм российского законодательства. Например, запрет на детский труд;
- санкционные. Это нормы, которые устанавливают ответственность для лиц, нарушивших российские законодательные акты;
- специальные. Они регулируют отдельные категории сотрудников. Например, работников, которые заняты на сезонных работах;
- федерального уровня. Они действуют на территории всей страны.
Принципы трудового права
Это основные идеи, которые нашли отражение и закреплены в основных законах о труде. В РФ это – ТК РФ. Существует 19 принципов трудового права. Часть из них регламентирована МОТ, а часть — Конституцией РФ.
МОТ закрепила следующие принципы:
- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- запрет на применение всех форм принудительного или обязательного труда;
- запрет на детский труд;
- запрет на дискриминацию в области труда и занятий.
В Конституции закреплены следующие основные принципы:
- запрет на проявление любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
- ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
- гарантия на свободу труда (п. 1 ст. 37);
- принудительный труд запрещён (п. 2 ст. 37);
- обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
- гарантия на оплату труда (п. 3 ст. 37);
- право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
- Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
- обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).
В России действуют также и межотраслевые принципы трудового права:
- принудительный труд в России, также как и дискриминация по любым признакам в сфере труда запрещены;
- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- каждому работнику гарантирована защита его прав и свобод со стороны государства, в том числе и судебная защита;
- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
- обеспечение права на охрану здоровья.
Метод трудового права
Особенностью метода является то, что несколько способов сочетаются при регулировании трудовых отношений. В Российской Федерации приняты законы и подзаконные акты, содержащие трудовые нормы. Это способ регулирования на законодательном уровне. Документы содержат общие принципы регулирования трудовых отношений и дают гарантии работникам, уровень гарантий не может быть снижен. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются такими актами.
В ТК установлена продолжительность рабочего времени, не более 40 часов в неделю. Это значит, что это время не может быть увеличено ни подзаконными актами, ни работодателем, ни трудовым договором. Если работник трудится более положенного времени, его работа считается сверхурочной и оплачивается по повышенному тарифу.
Кроме этого к сверхурочной работе может привлекаться работник только с его согласия. Меньшая продолжительность рабочей недели может быть установлена работодателем.
Трудовые отношения могут регулироваться на локальном уровне. Правила и нормы устанавливаются конкретной организацией и распространяются на всех ее работников. Локальный нормативный акт имеет форму приказа, распоряжения или свода правил. В таких документах не могут содержаться нормы, которые ухудшают положение работника в сравнении с законами и подзаконным актами.
Еще одним способом регулирования трудовых отношения является договорной уровень. Правила поведения во время трудового процесса могут быть определены в договоре, там же могут быть прописаны права и обязанности сторон, не содержащиеся в законе или подзаконном акте. Недопустимо, чтобы права и обязанности, включенные в трудовой договор противоречили законодательству.
Работники и работодатель могут заключить коллективный договор, где будут предусмотрены условия труда, дополнительные гарантии. Сторону работников обычно представляет профсоюз. Нормы коллективного договора распространяются на всех работников организации, включая тех, кто был принят на работу после заключения коллективного договора.
Другой комментарий к статье 5 ТК РФ
§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.
§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации.
Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).
§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.
§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.
§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).
Они составляют предмет трудового права. В эту категорию входит 9 видов отношений:
- По содействию занятости и устройству на конкретном предприятии.
- Рабочие взаимоотношения нанимателя и работника по условиям и использованию труда. В качестве основного вида взаимодействий в рассматриваемой сфере выступает профессиональная деятельность сотрудника предприятия в соответствии с оговоренной с ним функцией при выполнении дисциплинарных предписаний. Трудовые отношения имеют место у всех работников, которые ежедневно выполняют индивидуальную задачу в общем рабочем процессе на конкретном производстве и являются членами коллектива. Данные отношения отражают волевую часть взаимодействия лиц в связи с тем, что прекращаются и появляются по согласию сторон.
- По организации профессиональной деятельности и ее управлению.
- По социальному партнерству, заключению коллективных соглашений и социально-партнерских договоров, ведению переговоров.
- По повышению квалификации, переподготовке и подготовке трудящихся непосредственно на данном предприятии.
- По обеспечению взаимодействия контрольных и надзорных органов с администрацией предприятия для решения вопросов охраны труда и соблюдения ТК.
- По материальной ответственности нанимателя и работника за ущерб, причиненный на предприятии по вине какой-либо стороны.
- По участию профсоюзов и работников в установлении надлежащих трудовых условий и применении положений ТК в случаях, предусмотренных законом.
- По разрешению коллективных или индивидуальных споров.
Коллективные соглашения
Они также регулируют предмет трудового права. Их действие осуществляется совместно с государственными актами, а также предписаниями и постановлениями органов муниципального самоуправления. К категории коллективных соглашений относят договоры и контракты, заключенные после проведения переговоров сторонами социального партнерства. Несмотря на то что они не принимаются госорганами, они содержат в себе нормативные положения. В последние годы предмет трудового права регулируют также новые соглашения – тарифные, генеральные, межотраслевые, региональные, территориальные и прочие. Они заключаются на двух- или трехсторонней основе и выражают взаимодействия социального партнерства представителей нанимателей и работников. Третьей стороной может являться соответствующий орган госуправления.
Понятие предмета трудового права
Поскольку трудовое право позиционируется в качестве самостоятельной отрасли российского права, ему обязательно должен быть присущ свой предмет правового регулирования.
Определение 1
Предмет трудового права – это общественные отношения определенных видов, которые регулируются нормами рассматриваемой отрасли.
Замечание 1
В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат
Государственность России. подробнее в качестве предмета трудового права выступают отношения, складывающиеся между гражданами в ходе осуществления ими трудовой деятельности. Эти отношения носят название трудовых отношений. Они имеют однородный характер, социальную и экономическую общность и т.д. Значимость предмета трудового права состоит, прежде всего, в том, что именно он определяет специфику самой отрасли, ее функций и принципов.
Виды трудовых отношений
Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:
- трудовые отношения по основному месту работы;
- трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
- трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
- трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
- трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
- трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
- трудовые отношения на государственной службе;
- трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).
Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.
Общие нормы трудового права
Замечание 1
Адресатом общих норм трудового права являются все работники и работодатели независимо от каких-либо условий: сферы деятельности, занимаемой должности, местности, в которой осуществляется трудовая деятельность.
Общие нормы трудового права сосредоточены не только в положениях так называемой общей части Трудового кодекса РФ, но и в нормах Особенной части. В числе общих норм можно назвать:
- основные начала и принципы трудового законодательства (например, запрещение принудительного труда), нормы об основных правах и обязанностях работников и работодателей (часть I ТК РФ);
- общие принципы социального партнерства, ответственности его сторон (часть II ТК РФ);
- нормы о минимальном размере оплаты труда (ст. 133 ТК РФ);
- нормы о максимальной продолжительности рабочей недели (ч. 2 ст. 91 ТК РФ);
- положения о минимальной гарантированной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 1 ст. 115 ТК РФ);
- нормы и правила охраны труда;
- порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. д.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Нормы трудового права применяются ко всем общим положениям законодательства и распространяются на всех работников, вне зависимости от их пола, гражданства и семейного положения.
В качестве работодателя может выступать юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные компании и государственные предприятия.
Условие распространения действия трудовых норм права – заключение трудовых соглашений и договоров.
Договоры гражданско-правового характера к ним не относятся, и их участники могут рассчитывать на законное соблюдение своих прав только в результате судебного решения, согласно которому договор будет признан трудовым.
Из сферы регулирования трудовых отношений также исключаются члены советов директоров и военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Нормы трудового права разделяются по сфере применения на две группы: общие, основополагающие нормы, распространяющиеся на все отношения трудового права и особенные, посвященные отдельным предметам регулирования, такими как: занятости и трудоустройства, рабочего времени, гарантий и компенсации и т. п.
Нормы трудового права регулируют любые отношения, связанные с использованием личного труда.
Формы их реализации разнообразны:
- собственно трудовые отношения;
- организация труда и управление им;
- трудоустройство работников;
- социальное партнерство, коллективные отношения;
- содействие занятости безработных лиц;
- организация профессиональной подготовки и повышения квалификации;
- обеспечение мер по охране труда граждан;
- осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства;
- социальная и правовая защита работников, решение трудовых споров;
- деятельность профессиональных союзов;
- отношения взаимной материальной ответственности работника и работодателя;
- защита прав и интересов работодателей.
Предмет трудового права
Понятие любой отрасли российской системы права, включая трудовое право, раскрывается при определении, во-первых, предмета отрасли права, а именно тех общественных отношений, которые регулируются нормами этой отрасли права, и, во-вторых, специфического метода правового регулирования указанных отношений.
Предмет трудового права составляют общественные отношения по применению труда работника в производственной (хозяйственной, иной) деятельности работодателя, именуемые трудовыми отношениями, и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Таким образом, предмет трудового права образуют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с ними, или, как еще принято говорить, производные от трудовых. Эти отношения в ТК РФ определены в ч. 2 ст. 1.
Все они складываются в определенную систему правоотношений трудового права на основе единства предмета отрасли. Трудовые правоотношения являются ее центральным элементом, они определяют характер других правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль.
В ст. 15 ТК РФ закреплено следующее понятие трудовых отношений — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Следует подчеркнуть, что в этом определении, которое впервые закреплено в трудовом законодательстве России, устанавливается обязательность соглашения между работником и работодателем, личное выполнение работником трудовой функции за плату под руководством работодателя, обеспечивающего необходимые условия труда и вознаграждение за труд. Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуются следующими свойственными им чертами: работник лично выполняет свою работу (трудовую функцию). При этом он включается в коллектив (штат) с подчинением установленным правилам внутреннего трудового распорядка. Поскольку трудовые отношения носят возмездный характер, то на работодателя возложена обязанность оплачивать труд работника, а у работника есть право на оплату его труда, кроме того, работодатель обязан обеспечивать соответствующие условия и безопасность труда работника.
Поскольку трудовой деятельностью могут заниматься и лица, заключившие гражданско-правовые договоры (авторский, личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), важно различать характерные признаки трудового правоотношения, которые отграничивают его от смежных, в том числе гражданско-правовых отношений, являющихся предметом регулирования гражданского права.
К указанным признакам можно отнести следующие:
- трудовые отношения возникают на основании специального соглашения (трудового договора) между работником и работодателем;
- личный характер прав и обязанностей работника, который обязан своим трудом участвовать в производственной либо иной деятельности работодателя (организации), используя свои способности к труду;
- обязанность работника выполнять обусловленную трудовым договором работу по определенной специальности, квалификации или должности (трудовую функцию);
- выполнение работником его трудовой функции осуществляется в условиях коллективного (кооперированного) труда, что обусловливает необходимость подчинения субъектов трудового правоотношения правилам внутреннего трудового распорядка, установленным работодателем. Это означает и подчинение работника распоряжениям и указаниям работодателя, его коллективного (совета директоров, правления и т.п.) или единоличного исполнительного органа (руководителя, директора и др.);
- возмездный характер трудового правоотношения, что проявляется в ответных действиях работодателя на выполнение работником трудовой функции — в систематической выплате в установленные сроки соответствующей заработной платы (два раза в месяц и т.п.);
- обязанность работодателя, использующего труд работника, создавать ему здоровые и безопасные условия труда, соблюдать трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда;
- право каждого из субъектов трудового правоотношения на его расторжение без каких-либо санкций, но с соблюдением установленного законом порядка. При этом работодатель в предусмотренных случаях обязан не только предупредить работника об увольнении, но и выплатить выходное пособие, а также другие компенсации.
Для характеристики предмета трудового права необходимо уяснить, что понимается под самостоятельным и несамостоятельным (наемным) трудом. Специфическое свойство человека заключается в том, что он обладает способностью к труду, которой он свободно и лично распоряжается.
Комментарии к статье:
§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.
§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации. Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).
§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.
§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.
§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.
§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).