Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РАСЧЕТЫ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ (счет 0 303 00 000)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сверка расчетов по платежам в бюджет проводится непосредственно с администраторами доходов, налоговыми органами, Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования и прочими государственными органами.
Отражение расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете
Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению казенными учреждениями в бюджетном учете операций по начислению и уплате платежей в бюджет.
Дебет | Кредит | |
Начисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет |
0 302 11 830 — 0 302 13 830, 0 302 21 830 — 0 302 26 830, 0 302 31 830 — 0 302 34 830, 0 302 91 830 |
0 303 01 730 — 0 303 13 730 |
Перечисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в доход бюджета |
0 303 01 830 — 0 303 13 830 |
0 201 11 610, 0 201 21 610, 0 201 27 610, 0 304 05 211 — 0 304 05 213, 0 304 05 221 — 0 304 05 226, 0 304 05 290, 0 304 05 310 — 0 304 05 340 |
Отражение суммы НДС, подлежащей налоговому вычету в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом |
0 303 04 830 | 0 210 01 660 |
Начисление выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
0 303 02 830 | 0 302 13 730 |
Начисление работникам учреждения выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
0 303 06 830 | 0 302 13 730 |
Поступление денежных средств от государственных внебюджетных фондов в погашение текущей задолженности по расчетам на обязательное социальное страхование |
0 201 11 610, 0 201 21 610, 0 201 27 610, 0 304 05 213 |
0 303 02 730, 0 303 06 730 |
Поступление средств в доход бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет (отражается получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805)) |
0 303 05 830 | 0 206 13 660, 0 206 21 660 — 0 206 26 660, 0 206 31 660 — 0 206 34 660, 0 206 61 660 — 0 206 62 660, 0 206 91 660, 0 208 xx 660 , 0 303 02 730, 0 303 05 730 — 0 303 08 730, 0 303 10 730- 0 303 13 730 |
Поступление средств в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба имуществу, недостачи денежных средств (отражается получателями бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет) |
0 303 05 830 | 0 209 71 660 — 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660 |
Поступление средств в доход бюджета от плательщиков (отражается администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805)) |
0 303 05 830 | 0 205 11 660, 0 205 21 660, 0 205 31 660, 0 205 41 660, 0 205 51 660, 0 205 52 660, 0 205 61 660, 0 205 71 660 — 0 205 75 660, 0 205 81 660 |
Поступление средств в доход бюджета от плательщиков (отражается администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет) |
0 210 02 110 — 0 210 02 180, 0 210 02 410 — 0 210 02 440, 0 210 02 620 — 0 210 02 650, 0 210 02 710, 0 210 02 720, 0 201 27 510 |
0 303 05 730 |
Отражение сумм расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформляемых Извещением (ф. 0504805) |
0 304 04 100, 0 304 04 410 — 0 304 04 440, 0 303 05 830 |
0 303 05 730, 0 304 04 100, 0 304 04 410 — 0 304 04 440 |
Отчетность по страховым взносам
По окончании 2022 года страхователи (организации и ИП, осуществляющие выплаты и вознаграждения в пользу физлиц) должны отчитаться перед ИФНС по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Расчет по страховым взносам (РСВ) за 2022 год следует представить по форме (в электронном формате), утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@ (в ред. приказа от 19.05.2022 № ЕД-7-11/413@). Срок представления РСВ за 2022 год — не позднее 25.01.2023 (пп. «в» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ). С учетом переноса крайнего срока уплаты, приходящегося на выходной день 28.01.2023, страховые взносы за декабрь 2022 года следует уплатить не позднее 30.01.2023 (пп. «а» п. 55 ст. 2 Закона № 263-ФЗ, п. 3 ст. 431, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Уведомление об исчисленных суммах взносов за декабрь (как и за любой последний месяц отчетного или расчетного периода) представлять в ИФНС не требуется. В программе при этом необходимо сформировать Операцию по ЕНС с видом Начисление, чтобы отразить перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС.
При перечислении страховых взносов за первый и второй месяц квартала уведомления в ИФНС направлять нужно. Например, не позднее 28.02.2023 следует уплатить страховые взносы за январь 2023 года, уведомив об этом ИФНС не позднее 27.02.2023 (25.02.2023 приходится на выходной день).
В программе для этого необходимо сформировать документ Уведомление об исчисленных суммах налогов. При проведении документа будет отражен перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 (в ред. постановления от 15.06.2022 № 1068) организациям и ИП, пострадавшим от финансовых санкций, продлили сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу работников за апрель — сентябрь 2022 года. Сроки уплаты взносов перенесены на 12 месяцев по сравнению с установленными в соответствии с нормами НК РФ. Перенесенные с 2022 года сроки уплаты страховых взносов продолжают действовать и в 2023 году (так же как и в случае с перенесенными сроками уплаты авансового платежа по УСН). Но перечислять в 2023 году взносы за 2022 год с перенесенными сроками уплаты следует на ЕНС. После представления РСВ за 2022 год ежемесячно представлять уведомления по уплате страховых взносов за 2022 год не нужно. Отражать перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС в этом случае следует Операцией по ЕНС с видом Начисление.
Обратите внимание! С 2023 года ПФР и ФСС РФ объединяются в единый фонд — Социальный фонд России (СФР), кроме того, существенно меняется порядок расчета страховых взносов. Начиная с отчетности за I квартал 2023 года применяются новые формы и форматы РСВ и персонифицированных сведений о физических лицах (утв. приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@).
По окончании 2022 года страхователи должны отчитаться перед территориальным органом ФСС РФ, представив последний раз расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС РФ от 14.03.2022 № 80).
Технология приема расчета в электронном виде утверждена приказом ФСС РФ от 12.02.2010 № 19 (в ред. приказа ФСС РФ от 10.06.2022 № 226). Представить отчет по форме 4-ФСС следует не позднее (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ):
-
25.01.2023 — для страхователей, которые отчитываются в электронном виде;
-
20.01.2023 — для страхователей, которые отчитываются в бумажном виде (допускается, если численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий календарный год не превысила 10 человек).
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Исчисление сумм налогов и авансовых платежей по нему осуществляется в следующем порядке (ст. 382 НК РФ):
- сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период;
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в вышеуказанном порядке, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода;
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения, в отношении имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения, его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
- сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).
Рубрика «Вопрос – ответ»
Вопрос №1. АО «Серафим» имеет представительство «Морской берег», расположенное в г. Сочи. «Морской берег» не имеет отдельного баланса, имущество «Морского берега» учитывается на балансе головного офиса АО «Серафим». Кто обязан оплачивать имущественный налог на собственность, находящуюся в распоряжении «Морского берега»?
Так как «Морской берег» не имеет отдельного баланса, то имущественный налог в данном случае оплачивает АО «Серафим».
Вопрос №2. Согласно инвестиционному договору, АО «Знамя» компенсирует ООО «Глобус» сумму имущественного налога. Имеет ли право «Знамя» учесть сумму компенсации в составе расходов при расчете налога на прибыль?
Так как «Знамя» в данном случае не выступает налогоплательщиком, а лишь компенсирует сумму налоговых расходов «Глобуса», то учесть данную сумму при расчете налога на прибыль «Знамя» не может.
Вопрос №3. Согласно договору лизинга, ООО «Метеор» выкупил у АО «Комета» сельхозоборудование и учел его у себя в балансе 12.08.16. Кто в данном случае выступает плательщиком имущественного налога?
Так как «Метеор» получил оборудование в собственность и отразил его на балансе, то эта организация («Метеор») получает обязательства по уплате имущественного налога.
Прежде всего, необходимо отметить, что, как и любой другой налоговый сбор, отчисления за владение организациями имущества регулируются Налоговым Кодексом страны, а также законами, принятыми субъектами Российской Федерации на региональном уровне.
Ими также устанавливается перечень субъектов налоговых правоотношений, которые обязаны выплачивать в бюджет страны искомый сбор. К ним относятся следующие категории.
Категория 1. Организации, находящиеся на общем режиме налогообложения. Этот вид сбора средств подразумевает полноту ведения компанией бухгалтерского учёта, а также производится выплата всех налоговых отчислений общей направленности:
- налог на прибыль;
- добавленную стоимость;
- имущество;
- взносы в фонды, отвечающие за страхование и т.д.
В эту категорию входят и отдельные подразделения организаций, работающие с индивидуальным балансом и имеющие на нем те средства, которые подлежат признанию в роли объектов обложения искомым налоговым сбором.
Категория 2. Компании на специализированных режимах налогообложения:
- упрощенной системе налогообложения – подходит для средних по размеру компаний, со штатом менее ста человек, полутора миллионами дохода и аналогичной по величине остаточной стоимости, при этом освобождает фирму от полной уплаты всех обязательных налоговых разновидностей;
- единый налог на вмененный доход – также заменяет три основных, полагающихся к уплате организациями, разновидности налогов, при этом не играет роли доход, реально полученный компанией, ведь исчисление налога ведется по вмененной величине.
Неотъемлемой обязанностью бухгалтера является правильное и своевременное начисление, оформление и перечисление всех налоговых платежей.
Налоги и сборы представляют собой взимаемые с юридических и физических лиц обязательные платежи, предназначенные для финансирования государственных муниципальных расходов. Налоговые платежи имеют безвозмездный характер. Сборы являются платой за совершение соответствующими органами действий юридического характера: выдачу лицензий, предоставление каких-либо прав.
НК РФ устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК предусмотрены такие системы налогообложения:
- общая;
- упрощенная;
- патентная;
- единый сельскохозяйственный налог;
- единый налог на вменённый доход, установленный для отдельных видов деятельности.
Расчеты при льготируемом имуществе
Когда предприятие у себя на балансе имеет льготируемое имущество, то расчет производится несколько иначе. Среднегодовая стоимость этих ОС рассчитывается во 2-ом разделе авансовых платежей в 4-ой графе и в графе №4 второго раздела налоговой декларации. Сам же показатель определяется точно так, как стоимость имущества без льгот.
Сумма авансового платежа при начислении налога на льготируемое имущество за каждый месяц можно определить по формуле:
Авансовый платеж за льготируемое имущество по имущественному налогу за налоговый период (первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев) =
(Средняя стоимость ОС за отчетный период — Средняя стоимость ОС льготируемого имущества за налоговый период) * (Ставка налога / 4)
Сумма удержания в бюджет по имущественному налогу за календарный год определяется по формуле:
Полная сумма налога на имущество за год =
(Средняя годовая стоимость ОС за весь год — Средняя годовая стоимость льготируемых ОС за весь год) * Ставка налога — авансовые платежи по имущественному налогу, начисленные за первый квартал и полугодие, 9 месяцев.
Актуально на: 13 апреля 2017 г.
Все юридические лица, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, обязаны уплатить его по итогам налогового периода, т. е. календарного года (п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 383 НК РФ). А если субъектом РФ установлены отчетные периоды, то в течение года необходимо платить авансовые платежи по налогу (п. 2 ст. 383 НК РФ).
Безусловно, операции по начислению и уплате налога на имущество должны быть отражены в бухучете.
Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.
Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?
Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:
- включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
Расчет налога с имущества организаций (налогооблагаемой базы) налогоплательщиком производится самостоятельно.
В налогооблагаемую базу для исчисления налога включается все недвижимое имущество и объекты движимого имущества, принятые к учету в составе ОС до 2013 года.
Движимое имущество будет учитываться в базе для расчета налога до момента полной амортизации или выбытия. Объекты движимого имущества принятые к учету с 1 января 2013 г. в базе для начисления налога на имущество предприятий не учитываются.
Расчет суммы налога на имущество производится, отталкиваясь от средней стоимости имущества (ОС) за отчетный период.
Если в 2013 году на балансе предприятия объектов недвижимости нет, а числится лишь движимое имущество, принятое к учету с начала 2013 года, то такое имущество в расчет и отчет не включается, сам отчет не сдается, так как обязанности по уплате имущественного налога не возникает.
За разъяснениями по вопросам расчета и учета налогообложения имущества обращайтесь в специализированные организации. Квалифицированные сотрудники ответят на возникшие вопросы, помогут с выбором метода учета.
Как рассчитаться с бюджетом
В подсчете налога на имущество за год надо вычесть из итоговой суммы все авансовые перечисления, ранее уплаченные в бюджет, чтобы не возникло переплаты. В бухгалтерском учете также надо отразить налог за вычетом авансов.
Примечание от автора! Для торговых, деловых, офисных центров предусмотрен иной порядок. Они рассчитываются по кадастровой стоимости объектов, и ставка по таким помещениям не превышает 2%.
Подсчитанный авансовый платеж надо уплатить в соответствующие органы:
Неправильное начисление и уплата имущественного налога считается грубым нарушением правил ведения доходов и расходов. За это предусмотрено наказание по ст. 120 НК РФ. При обнаружении ошибок предприятие непременно оштрафуют. Если же нарушения происходят неоднократно в одном и том же отчетном периоде, то размер штрафа увеличивается.
Занижение базы для подсчета — это особенно наказуемое действие, так как размер штрафа в таком случае составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей по п.
Штрафы отражать следует так:
- Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68.08 «Налог на имущество» — на сумму выставленного штрафа.
- Дт 68.08 Кт 51 «Расчетные счета» — уплачен в бюджет ранее начисленный штраф.
Аналогичный порядок предусмотрен для отображения пеней при наличии претензий со стороны налогового органа.
Четкое следование установленному законом порядку начисления, уплаты и правильные записи операций позволят избежать неприятных ситуаций, а также финансовых потерь.
Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Дополнительно ознакомьтесь, что облагается налогом на имущество организаций.
Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?
Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:
- включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
- включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).
Особенности начисления налога на имущество
Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.
Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:
- Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
- Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
- Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
- Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.
Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
Расчеты при льготируемом имуществе
Когда предприятие у себя на балансе имеет льготируемое имущество, то расчет производится несколько иначе. Среднегодовая стоимость этих ОС рассчитывается во 2-ом разделе авансовых платежей в 4-ой графе и в графе №4 второго раздела налоговой декларации. Сам же показатель определяется точно так, как стоимость имущества без льгот.
Сумма авансового платежа при начислении налога на льготируемое имущество за каждый месяц можно определить по формуле:
Авансовый платеж за льготируемое имущество по имущественному налогу за налоговый период (первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев) =
(Средняя стоимость ОС за отчетный период — Средняя стоимость ОС льготируемого имущества за налоговый период) * (Ставка налога / 4)
Сумма удержания в бюджет по имущественному налогу за календарный год определяется по формуле:
Полная сумма налога на имущество за год =
(Средняя годовая стоимость ОС за весь год — Средняя годовая стоимость льготируемых ОС за весь год) * Ставка налога — авансовые платежи по имущественному налогу, начисленные за первый квартал и полугодие, 9 месяцев.
Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки
В обычном порядке налог на имущество организаций (проводки) отражается следующим образом:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Начислен налог на имущество организации за отчетный или налоговый период |
26 «Общехозяйственные расходы» |
68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующему субсчету |
44 «Расходы на продажу» — используйте данный счет для начисления сумм имущественного налога для торговой организации |
||
Произведена оплата |
68 по субсчету ИС |
51 «Расчетный счет» |
Данный метод отражения операций предусмотрен п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н. Он заключается в том, что данное фискальное обязательство следует отражать в составе расходов по основным видам деятельности. Аналогичное мнение в п. 3 Письма Минфина от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16 выражали и представители Министерства финансов России.