Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Департамент общего аудита по вопросу о квотировании рабочих мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Когда квоту можно заменить денежной компенсацией
Некоторые организации ошибочно полагают, что заменить квоту денежной выплатой можно и в отношении квот по рабочим местам для инвалидов. Сразу отметим, что сейчас такой возможности нет, она была раньше (несколько лет назад). Положение о замене квоты для приема на работу инвалидов обязательной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида (в пределах квоты) ранее содержалось в ч. 4 ст. 21 устаревшей редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующей до 2005 г.). Там же было сказано, что размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в результате которых ч. 4 ст. 21 была признана утратившей силу.
Таким образом, на федеральном уровне было закреплено прекращение обязанности по уплате компенсационной стоимости рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов.
Что грозит организациям, не соблюдающим законодательство о квотировании рабочих мест
Исходя из нормативных актов субъектов Российской Федерации за неисполнение требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако ответственность за данный вид нарушения в настоящее время законодательно не закреплена.
По ст.5.42 КоАП РФ административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (2 — 3 тыс. руб.) может быть наложен на тех работодателей, которые отказали в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Следует иметь в виду, что, если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
Щур Д.Л., начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис», консультант по правовым вопросам.
Одним из оснований возникновения трудовых отношений статья 16 Трудового кодекса РФ называет направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты. Надо сказать, что указанная норма описывает довольно узкую сферу применения квотирования в виде директивного обязывания работодателя принять на работу конкретных лиц, выбранных и направленных уполномоченным на то органом. Вместе с тем квотирование представляет собой один из способов реализации социальной заботы государства о части своих граждан — своего рода патернализм в трудовой сфере.
Настоящая статья посвящена изучению проблемы квотирования рабочих мест именно в вышеназванном, широком смысле, а также его законодательных и этических аспектов.
Обязанность работодателя по квотированию рабочих мест
В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:
- детям, воспитанным в специализированных заведениях;
- подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
- детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
- родителям-одиночкам, особенно матерям;
- заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
- отслужившим или комиссованным военнослужащим;
- лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
- трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
- участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.
ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)?
Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:
- на предприятии формируется резерв вакансий;
- при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.
ВАЖНО! Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.
Работает это следующим образом.
Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.
ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.
От резервирования освобождены:
- объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
- организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
- хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.
Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).
Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:
- реквизиты организации;
- название и номер;
- город и дата;
- ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
- ссылка на региональные НПА;
- распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
- распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.
Федеральным Законом №181 «О соц. защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 определяются правила по распределению квот.
Так ст. 24 ФЗ №181 фиксирует обязанность юридического лица по:
- формированию трудовых вакансий для людей с инвалидностью;
- созданию надлежащих условий трудовой деятельности для лиц с ограниченными возможностями;
- составлению отчетов и внутренних положений о предоставлении вакансий для инвалидов;
- отправке информации в местные органы занятости результатов о том, как проводится соответствующая работа (ст. 25 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в РФ»).
Квотирование рабочих мест
- Намерение организации о выделении квот для инвалидов обычно оформляется внутренними актами, будь то приказ, положение или распоряжение.
- Предприятия и организации имеют возможность принять большее количество инвалидов, чем предусмотрено по нормам квотирования, но не могут нарушить эти показатели в меньшую сторону.
- Существует несколько методов для трудоустройства в 2021 году:
- Индивидуальное ходатайство инвалида к работодателю.
- Прием лица с инвалидностью по объявлению.
- Специалиста направляют к работодателю из Центра занятости населения по заданию организации.
- Предприятие самостоятельно выбирает сотрудника на ярмарках по трудоустройству.
- Если инвалид является квалифицированным специалистом, после собеседования он оформляется в штат без испытательного срока.
- После оформления, инвалида снимают с учета в Центре занятости, а организация отчитывается о зачислении гражданина в штат.
- Оформляется прием на работу обычным способом: заключается трудовой договор, где прописываются, помимо основных моментов, нормы и условия труда.
Когда организация не исполнила обязательств по приему на работу определенного количества числа граждан, нуждающихся в трудоустройстве, тогда на это юридическое лицо возлагается обязанность оплаты определенных взносов в компенсационный Фонд содействия трудоустройства инвалидов (ФСТИ).
Сумма данных платежей фиксируется в годовых бюджетах субъектов РФ. Подобные выплаты подлежат ежегодной индексации в зависимости от величины прожиточного минимума.
При этом налоговые органы предоставляют местным властям данные о полученных выплатах от работодателей за невыполненные квоты.
К предприятиям, которые не соблюдают, определенные нормами закона требования по квотированию и оплате компенсационных взносов, применяется административная ответственность.
Подобные нарушения караются наложением штрафов. Величина штрафных санкций зависит от тяжести нарушения и варьируется от 500 до 10 000 руб.
Также его размер может быть увеличен по требованию региональных органов самоуправления.
Помимо административной ответственности к организациям-нарушителям могут быть применены меры ограничительного характера.
Например, подобные учреждения лишатся возможности участвовать в гос. торгах и закупках, а также не смогут принимать на работу иностранцев.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые моменты по регулированию квот для инвалидов:
- размер квот колеблется от 2 до 4% от всего числа работников юридического лица;
- квота признается исполненной, когда предприятие официально заключило трудовые договоры с требуемым количеством граждан с инвалидностью, либо перечислило компенсацию;
- взносы осуществляются в ФСТИ каждый месяц за каждую незанятую трудовую вакансию.
- Реализуя меры по защите прав таких групп населения, как инвалиды, государство в целом оказывает поддержку малозащищенным слоям населения.
- Что дает право характеризовать его как правовое, экономически стабильное, высоко духовное, развитое сообщество, где во главе всех интересов государства стоит человек, его права и свободы.
- Видео: Теперь количество рабочих мест для инвалидов работодатель высчитывает сам.
- Рекомендуем ещё статьи по теме:
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Как узнать о вакансии и устроиться на работу
Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости. То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.
Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
1 марта 2006 года
Статья 1. Законодательство Республики Бурятия о квотировании рабочих мест для инвалидов
Законодательство Республики Бурятия о квотировании рабочих мест для инвалидов основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Конституции Республики Бурятия и состоит из настоящего Закона, других законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия, регулирующих вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов.
Что грозит организациям, не соблюдающим законодательство о квотировании рабочих мест
Исходя из нормативных актов субъектов Российской Федерации за неисполнение требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако ответственность за данный вид нарушения в настоящее время законодательно не закреплена.
По ст.5.42 КоАП РФ административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (2 — 3 тыс. руб.) может быть наложен на тех работодателей, которые отказали в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Следует иметь в виду, что, если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
Штрафы за несоблюдение законов
Штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению квот на рабочие места регулирует статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На середину 2020 года работник, который нарушил закон о квотировании, должен заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. После 1 января 2020 года штрафы составят от 10 до 50 тысяч для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч — для юридических.
Также, начиная с 2020 года, такие же штрафы могут быть назначены за отказ приема по квоте или невнесение выплат в Фонд содействия трудоустройству инвалидов.
Таким образом, квотируемое место означает, что работа предназначена для социально незащищенных слоёв населения, выпускников вузов и людей предпенсионного возраста. Работодатели предоставляют до 4% рабочих мест лицам из вышеупомянутых категорий. Невыполнение норм квотирования является административным правонарушением и карается штрафом.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно !
Основной функцией государства является социальная защита граждан, реализация которой осуществляется по различным направлениям. В частности, путем содействия трудоустройству представителей отдельных категорий населения. Поэтому государство предоставляет им такую социальную гарантию, как наличие квотируемых рабочих мест.
Заниматься реализацией данной гарантии обязаны работодатели. Более подробно о ее практическом применении — далее.
Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи
Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:
- «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.
Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
- Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
- Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.
Квотирование рабочих мест: все особенности и нюансы
Исходя из нормативных актов субъектов Российской Федерации за неисполнение требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако ответственность за данный вид нарушения в настоящее время законодательно не закреплена.
По ст.5.42 КоАП РФ административный штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (2 — 3 тыс. руб.) может быть наложен на тех работодателей, которые отказали в приеме на работу инвалиду в пределах установленной квоты. Следует иметь в виду, что, если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
Учет платы за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли не регламентирован. Мнение по этому поводу высказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 26-12/20483. Налоговые органы рассматривают обязательную плата за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты как санкцию, наложенную государственной организацией на предприятие за невыполнение условий квотирования. При этом ссылаются на п.2 ст.270 НК РФ, согласно которому расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Заметим, что гл.25 НК РФ содержит открытый перечень расходов. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что в составе расходов организаций признаются экономически оправданные затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плату за невыполнение условий квотирования можно считать экономически оправданной, так как организациям порой невыгодно принимать на работу инвалида (например, из-за расходов на создание рабочего места, невозможности привлекать инвалида к сверхурочной работе и работе в выходные дни и т.п.), а выгоднее перечислять в бюджет соответствующую обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Также согласно разд.1 «Сведения о выполнении установленной квоты» инструкции по заполнению формы N 1 и разд.1 «Сведения о выполнении установленных квот и движении денежных средств (при невыполнении условий квотирования рабочих мест)» Инструкции по заполнению регионального государственного статистического наблюдения формы N 1-квотирование, утвержденной Постановлением N 5, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работодателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов и молодежь на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина.
Таким образом, организациям предоставлено право выбора в порядке исполнения требований Закона N 181-ФЗ. Санкции же к работодателям установлены только за неисполнение требований законодательных актов. Учитывая, что обязательная плата является альтернативой исполнения требований Закона N 181-ФЗ, ее нельзя рассматривать как административное правонарушение, определение которого раскрыто в ст.2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, указанные обязательные платежи можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Так как данные платежи не связаны непосредственно с производством и реализацией в бухгалтерском учете, их следует отражать в составе внереализационных расходов. При этом не исключается вероятность претензий со стороны налоговых органов. Отметим, что согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В Санкт-Петербурге — это организации, численность работников которых составляет более 100 человек, при этом закон не содержит критериев выполнения квоты.
В Москве — работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москва, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, при этом рабочие места считаются созданными (выделенными), если трудоустройство инвалида, подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
В Карелии — работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек. Выполнением квоты считается трудоустройство инвалидов, подтвержденное заключением трудовых договоров, период работы по каждому из которых в течение календарного года составил не менее трех месяцев.
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2021 году
Для оформления инвалидов, как и других работников, допускается дистанционная работа, т.е. работа, которая выполняется вне рабочего места организации. Для ее выполнения не обязательно присутствовать в офисе при наличии средств связи. Такая работа для инвалида может быть предпочтительна в связи с работой в удобной ему обстановке и нет необходимости преодолевать ограничения среды. Работодателю такой работник выгоден, т.к. не будет дополнительных затрат, например на оборудование специального рабочего места, но законодательством о квотировании работодатель обязан создать стационарные места работы, т.е. квота не будет выполнена (уход от квоты).
Президентом РФ утверждены штрафы, если обязанности по созданию мест для инвалидов не исполняются
Ответственность | Наказание |
Административная | По ст. 5.42 КоАП РФ:
Не выделение мест для инвалидов и отказ в трудоустройстве инвалида в рамках квоты – штраф 5 – 10 тыс. руб. |
По ст. 19.7 КоАП РФ:
не сдача (в т.ч. несвоевременная) обязательных сведений по квотам: на должностное лицо: 300 – 500 руб. на юридическое лицо: 3 – 5 тыс. руб. Возможно предупреждение |
|
отказ без оснований в регистрации инвалида как безработного – штраф 5 – 10 тыс. руб. | |
Уголовная | ст. 315:
при неисполнении решения суда, предписавшего создание мест для инвалидов в счет квоты – штрафа до 200 тыс. руб., лишение права занимать должности, лишение свободы |
Финансовая | нецелевое расходование субсидий, выделенных из бюджета на создание мест для инвалидов |
Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать
Правительство утвердило план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг. В частности, предполагается:
— проводить мониторинг исполнения работодателями требований по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой;
— развивать и применять дистанционные формы взаимодействия органов службы занятости с инвалидами;
— содействовать занятости инвалидов через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России»;
— привлекать социально ориентированные НКО к сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных госуслуг в сфере занятости населения.
Определены ожидаемые результаты, сроки реализации и ответственные исполнители мероприятий.
Нет, закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.
От обязанности квотировать места для незащищенных групп граждан освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!
Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% — на вышеуказанные категории молодежи.
Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.
Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.
Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.
За невыполнение работодателем обязанности по созданию квотируемых рабочих мест предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица — до 50 000 рублей.
Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.
У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.
Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).
Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.
Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.
На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.
Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:
- размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
- величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.
Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.
В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).
Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.