Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахограф в 2023 году для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Обязательна ли установка тахографа на автобус?
Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.
Наличие тахографа, требуется как и при выполнении регулярной перевозки пассажиров, та и при нерегулярных пассажирских перевозках (по заказу либо договору найма/фрахта).
Если транспортная компания, перевозит пассажиров, только внутри Российской Федерации, то по 36 Приказу, необходимо устанавливать тахографы с блоком СКЗИ. Если Вы, регулярно или периодически выезжаете в страны работающие только по ЕСТР (Европейское Союзное Транспортное Соглашение), то Вам требуется тахограф по ЕСТР,
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Если ТС принадлежит физическому лицу, нужен тахограф?
Но, вернемся к тахографам. Напомню, что тахограф является объектом технического регулирования и к его производству, наладке и использованию/эксплуатации предъявляются определенные требования.
На транспортном средстве должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» 1 в перечне сведений о моделях тахографов.
Данный документ отменяет действовавший с 2012 года приказ Минтранс России №273 и вносит следующие изменения.
Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
Оснащение тахографом ТС
Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.
В 2021 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.
Также тахографы должны быть на:
- автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
- междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
- грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Для каких ТС тахограф не обязателен?
В законах детально прописывается не только то, на какие автомобили нужен тахограф, но и список исключений. Есть техника категорий N2/N3, М2/М3, которую не нужно оснащать бортовыми тахографами.
Первая достаточно большая группа транспортных средств — это грузовики и автобусы, на которых стоят приборы европейского образца (ЕСТР). Если для внутренних рейсов в РФ обязательно наличие тахографа с блоком СКЗИ, то для международных поездок машины оснащают самописцами ЕСТР. Если у компании есть разрешение на международные перевозки, то машины с тахографами ЕСТР также могут свободно перемещаться по территории РФ.
Кроме того, тахографы не следует устанавливать на:
- Технику, которая не перемещается по дорогам общего пользования (например, работает только в пределах промплощадок или территории горной разработки).
- Трактора, самоходные ТС, а также другую технику, которая прошла регистрацию в гостехнадзоре.
- Транспортные средства, которые используются для обучения вождению, и не применяются для иных целей (грузовые/пассажирские перевозки).
- Транспортные средства, находящиеся в ведении ВС РФ, МВД, ФСБ, Росгвардии, других специальных служб.
- Автомобили, чей возраст превышает 50 лет, и которые при этом не задействуются в коммерческих рейсах.
- Медицинскую технику (автомобили Скорой Помощи, медицинские комплексы на колесных шасси и др.).
- Технику МЧС и пожарной охраны.
- Строительную и коммунальную спецтехнику — от автобетононасосов до автокранов.
Как работает тахограф в автомобиле?
Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:
- Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
- Подключается тахограф к электросети автомобиля.
- Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
- Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
- GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
- Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.
С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июня 2019 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года