Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения ждут пенсионеров в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госдума РФ предложила снизить пенсионный возраст для ветеранов боевых действий. Парламентарии внесли законопроект, согласно которому некоторые категории военнослужащих будут иметь право на досрочный выход на пенсию. Инициатором нововведения стал заместитель руководителя ЛДПР Ярослав Нилов.
Кому в России хотят разрешить выходить на пенсию досрочно
Если предложения народного депутата будут приняты парламентом, то необходимый стаж для выхода на пенсию будет сокращен на пять лет. Раньше военные мужчины и женщины могли выйти на пенсию в возрасте 65 и 60 лет соответственно.
Также будет сокращен стаж, необходимый для получения права на пенсию по старости для лиц, проходивших службу в зоне боевых действий. Теперь для оформления документов в Пенсионном Фонде Российской Федерации нужно обязательно отработать 15 лет. Это значительное сокращение по сравнению с предыдущим требованием — 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Кого затронет очередная пенсионная реформа, которую рассмотрит Госдума
Чиновники из Минфина и депутаты Госдумы объявили о том, что уже до конца текущего года будет представлен законопроект и иные нормативные документы, которые повлекут за собой проведение на территории всей страны пенсионной реформы, причем она будет самой крупной в своем роде. Такое событие повлияет на жизнь абсолютно всех граждан Российской Федерации без исключения.
В настоящее время на территории РФ есть две пенсии, одна из которых является обязательной социальной, которая выплачивается всем без исключения, а другая представляет из себя добровольную. На последнюю могут рассчитывать те, кто добровольно перечислял денежные средства в специальные фонды в надежде в будущем, при выходе на пенсию, зарабатывать на целый порядок больше. Однако система добровольной пенсии не пользуется среди граждан РФ большим спросом, что и собираются исправить российские власти, внедрив некоторые значительные и очень существенные новшества.
В конце декабря 2022 года Министерство финансов РФ представляет все документы, которые касаются крупнейшей пенсионной реформы в истории России по части добровольных накоплений на старость. Грядущие новшества затронут всех граждан РФ, потому что у жителей страны появится возможность обрести дополнительную уверенность в своем будущем при совершении добровольных отчислений в государственный бюджет. При этом российские власти, при внесении законопроекта на рассмотрение, готовы максимально оперативно его рассмотреть и принять в случае необходимости, чтобы как можно скорее изменить жизнь всех россиян в лучшую сторону. Таким образом, в теории, грядущая реформа произойдет уже в следующем году, она изменит все, что касается добровольной пенсии во всех российских субъектах.
Изменения для военных пенсионеров
У военных пенсионеров свои правила, касающиеся выхода на пенсиию и расчета денежного довольствия. Но пенсионная реформа не обошла стороной эту категорию получателей выплат.
В 2023 году действуют промежуточные положения закона о пенсионной реформе. Достаточно иметь 14 лет стажа и 25,8 ИПК. При этом военных, как и остальных граждан, затронет повышение минимального пенсионного возраста. Принцип тот же, поэтому ожидать выхода военных пенсионеров на заслуженный отдых в 2023 году не стоит.
Что касается начислений, то тут все остается без изменений. Работающие военные пенсионеры могут ожидать перерасчета пенсий в большую сторону в августе. Пересмотр выплаты будет учитывать полученные в предыдущем году пенсионные баллы.
Новости пенсионерам СНГ
Говоря о том, что ждет пенсионеров в 2023 году, нельзя обойти стороной тему выплат для проживающих в РФ граждан стран СНГ, имеющих пенсионный стаж со времен СССР. На протяжении 30 лет Россия выплачивала пенсии гражданам Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Украины, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, постоянно проживающим на территории РФ.
За эти годы существенно изменились принципы функционирования пенсионных систем в этих странах и самой России, а это значит, что положения ранее заключенного странами СНГ договора уже не актуальны.
Более того, выплата таких пенсий станет обременительной для России, ведь в последние годы существенно возросла миграция в РФ. В результате увеличения численности мигрантов из стран СНГ, на помощь России все чаще начинают претендовать люди, у которых очень маленький стаж работы в период существования СССР, а стажа в период проживания в России нет вообще.
Важно! Денонсация позволит РФ сэкономить только за 2023-2025 годы около 2,2 млрд рублей. При этом выплаты, назначенные ранее (в период действия соглашения), будут продолжать выплачивать в полном объеме и далее.
Наряду с прекращением выплат для пенсионеров из стран СНГ со стажем периода СССР, на территории государств-членов ЕАЭС продолжит работать соглашение, гарантирующие равные права на пенсионные выплаты для всех граждан этих стран, заключенное еще в 2018 году.
Как рассчитать минимальный размер пенсии?
Для расчета минимального размера выплаты по старости используется общая формула, по которой рассчитывают величину страховой пенсии. Статьей 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» (основного документа, регулирующего пенсионное обеспечение граждан со страховым стажем) утверждена следующая формула расчета:
СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ),
где:
СП — размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии;
КвФВ — коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.
Нормативы по стоимости балла и величине фиксированной выплаты берут для того года, в котором пенсионер выходит на пенсию. Требование к минимальному количеству баллов для выхода на пенсию тоже зависит от даты оформления выплат.
Пенсионный балл и его стоимость
Понятие индивидуального пенсионного коэффициента появилось после проведения реформы пенсионной системы 2015 года. До этого основным законом, регулировавшим пенсионное обеспечение для трудящихся/трудившихся граждан, был ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно этому документу трудовая пенсия по старости рассчитывалась через так называемый пенсионный капитал — сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за гражданина на протяжении всей его трудовой деятельности.
Однако вторая величина (ожидаемый период выплат) основывалась лишь на статистических данных и плохо справлялась с индивидуальным подходом к каждому пенсионеру. Поэтому после реформы эти понятия были упразднены, а на смену пенсионному капиталу пришел индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл).
Баллы формируются из отношения страховых взносов к максимальной взносооблагаемой базе. Следовательно, чем выше заработная плата и страховой стаж, тем большее количество баллов получится заработать гражданину за свою трудовую деятельность.
Кроме суммы пенсионных коэффициентов в формуле расчета размера страховой пенсии по старости существует еще одна важная величина — стоимость одного балла. Стоит отметить, что эта величина ежегодно индексируется, поэтому размеры пенсии, рассчитанные в разное время будут отличаться друг от друга даже при совпадении количества накопленных пенсионных баллов.
Кого могут оставить без пенсии в 2023 году
Пенсионная реформа продолжает свой переходный период. Действующий закон определил, что пенсионный возраст должен постепенно повышаться и достигнуть к 2028 году 60 лет для женщин и 65 лет — для мужчин.
В прошлом году право на страховую пенсию имели женщины в 56,5 лет и мужчины в 61,5 года, то есть женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения. По закону следующий этап — это гарантированное право выхода на пенсию женщин в возрасте 58 лет (то есть 1966 года рождения) и мужчин в 62 года (то есть 1961 года рождения). Соответственно, в 2023 году в общем порядке на пенсию по старости не должен выходить никто. Такая же ситуация в законе предусмотрена для 2025 и 2027 годов.
Источник в региональном отделении Фонда пенсионного и социального страхования России (СФР) прокомментировал сложившуюся ситуацию так:
— Для получения права на страховую пенсию гражданину нужно выполнить три условия: достигнуть возраста, определённого в законе, выработать стаж не ниже минимального и иметь достаточное количество пенсионных баллов. Пока реформа ещё не окончена: по всем трём показателям каждый год идёт коррекция. Поэтому некоторым гражданам с выходом на пенсию придётся подождать. Но это только при условии, если они не относятся к одной из специальных категорий.
Можно ли было не проводить пенсионную реформу и сохранить возраст выхода на пенсию
Перед принятием закона о повышении пенсионного возраста складывалось ощущение, что даже те, кто за него выступали — не верили в то, что говорят. И действительно, их аргументы в пух и прах разбиваются при детальном рассмотрении. Ни один из аргументов за повышение пенсионного возраста не оказался состоятельным. Приводим таблицу опровержений, которые доказывают, что пенсионную реформу можно было бы не проводить.
Аргументы за пенсионную реформу | Почему можно было не повышать пенсионный возраст |
Пенсионный возраст «60 (55)» установлен в начале 1930-х, когда продолжительность жизни в СССР составляла около 40 лет, сейчас она — 72,7 года. | Низкая средняя продолжительность жизни в 1920-е годы обусловливалась высокой младенческой смертностью и не связана с пенсионной проблематикой. Число «72,7» относится к прогнозируемой Росстатом продолжительности жизни родившихся в 2017 году, которым предстоит выход на пенсию в конце 21 века. |
В странах Запада пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет и выше. Почти все страны Восточной Европы и бывшего СССР на 2018 год также уже повысили пенсионный возраст. Лишь за 2010—2016 годы о росте пенсионного возраста было объявлено в 72 странах. | Нельзя оперировать только одним параметром, скрывая другие: в большинстве из тех стран доходы населения и продолжительность жизни выше, чем в России. Также есть мнение, что больший календарный стаж на Западе сочетается с меньшим числом отработанных за год часов, а сравнение отработанных за весь стаж часов — не показывает значительного отличия от РФ. |
Исследования, обосновавшие выбор пенсионного рубежа «60/55 лет», проводились давно — в 1920-е годы. Сейчас продолжительность жизни в России ощутимо повышается. | Она заметно повышается только в сравнении с 1990-и годами, по сравнению же с 1960-ми повышение небольшое, причём свидетельств улучшения здоровья и работоспособности пожилых граждан нет, но есть многочисленные свидетельства обратного. Пенсионный возраст не был снижен в период резкого снижения продолжительности жизни в 90-е. |
Из-за старения населения на одного пенсионера приходится меньше работающих членов общества, чем в советское время. | Такие соотношения не показательны: они не учитывают возросшую за счет автоматизации производительность труда. Не учтено также сокращение числа детей, приходящихся на 1 работающего. В итоге доля иждивенцев в населении РФ почти не меняется, что значительно снижает расходы государства на воспитание и образование, а женщины при этом реже отрываются от работы для ухода за малышами. |
Повышение пенсионного возраста является безальтернативным и срочным решением, так как без него вся пенсионная система РФ рухнет. Иные способы оздоровления пенсионной системы либо не дадут значимого эффекта, либо сделают страну уязвимой для падения цен на нефть. | Существуют иные способы оздоровления пенсионной системы, включающие пресечение нелегальной занятости (сейчас из 77 млн работающих отчисления в ПФР платят 44 млн, остальные работают неофициально),введение прогрессивной шкалы налогообложения, увеличение выплат бизнеса в Пенсионный фонд,оптимизацию деятельности самого Пенсионного фонда РФ,введение государственной монополии на торговлю алкоголем |
Повышение пенсионного возраста поможет бороться с ростом дефицита Пенсионного фонда и дотаций фонду из госбюджета | Предполагаемый антиэффект от безработицы, снижения цены труда, медицинских и социальных проблем, уменьшения льгот пенсионерам перекроет все финансовые плюсы |
Повышение пенсионного возраста выгодно уже вышедшим на пенсию лицам, а в перспективе и тем, кто выйдет на неё с задержкой | Выгода пенсионеров сведётся к прибавке 12000 руб в год, а ежегодные потери их чуть более молодых родственников, лишённых пенсии (в допущении, что деньги на пенсии где-то нашлись бы без ущерба для экономики), превысят этот масштаб на порядок; потери граждан предпенсионного возраста за счёт лишения пенсионных льгот многократно превышают их будущую прибавку к пенсии. |
Россияне 55-65 лет ещё вполне способны работать и являются активной категорией граждан | Бывает по-разному, во многих регионах просто не найти работы после 50 лет, не говоря уже о 60. По опыту и наблюдениям людей, средняя продолжительность жизни в момент обсуждения реформы такова, что Пенсионный фонд нередко получает отчисления от граждан, но ничего им не выплачивает из-за смерти до достижения даже не повышенного пенсионного возраста. |
Период дожития пенсионеров в РФ (продолжительность жизни после выхода на пенсию) сравним с аналогичным показателем в развитых странах | Да, этот период сравним. И если рассматривать лишь тех, кто не умер до пенсии, то получается, что подъём пенсионного возраста влияет на продолжительность дожития слабо. Но ситуация в РФ отличается большой долей не доходящих до пенсионного рубежа мужчин (из-за бедности, плохих условий труда и медобслуживания), и в рассуждениях нельзя не учитывать вклад этих людей в пополнение ПФР |
Несмотря на то, что общественно-политическое обсуждение модернизации пенсионной системы продолжается уже 21 год, начиная с разработки «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 790 от 7 августа 1995 года) , где формулировались основные недостатки и принципы модернизации существующей пенсионной системы, вопрос о реформировании пенсионной системы будет оставаться на политической повестке дня и в среднесрочной перспективе.
Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, который находился бы в зависимости от производительности труда потенциальных пенсионеров (трудового заработка), а также от длительности трудового стажа, на современном этапе затруднены тем, что пенсионная система как часть системы социальной поддержки населения, по существу, этой функции не выполняет, и с прогнозируемым сокращением коэффициента замещения, то есть отношения средней величины пенсии к средней заработной плате, пенсионное обеспечение все больше будет сводиться к функции пособия, защищающего население от бедности, а не обеспечивающего ему сопоставимого уровня жизни по отношению к величине получаемых средних доходов.
Согласно утвержденной Международной организацией труда Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», норма выплат пенсионных пособий по старости, то есть коэффициент замещения, должна находиться в зависимости от трудового стажа, получаемого трудового дохода, величины страховых взносов, возраста выхода на пенсию и рассчитываемой пенсионной формулы, то есть Конвенция Международной организации труда устанавливает уровень развития пенсионного обеспечения для международных сопоставлений. Согласно данной Конвенции Международной организации труда, коэффициент замещения пенсионным пособием трудового заработка должен быть не ниже 40% трудового заработка с учетом социальных пособий, получаемых типичным по числу и составу домохозяйством.
По утверждению экономиста Е. Гонтмахера, пенсионное обеспечение в России не является по существу сопоставимым с пенсиями в развитых западных странах, а являются по существу социальным пособием, так как коэффициент замещения недостаточен, что побуждает российских пенсионеров максимально продлять трудовую деятельность для обеспечения достойного уровня жизни [8].
Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению следующих вопросов.
Во-первых, необходимость балансирования пенсионного фонда и снижения его дефицита порождает дискуссии о повышении пенсионного возраста (такие предложения выдвинуты Министерством Финансов РФ, Министерством экономического развития, Министерством труда и Центральным банком), а также о величине индексации пенсий (в 2016 году пенсии не были проиндексированы полностью на уровень инфляции: для неработающих пенсионеров индексация составила только 4 %, для работающих пенсионеров индексация не была проведена вовсе).
Несмотря на кажущееся согласие Правительства РФ и ЦБ РФ относительно необходимости повышения пенсионного возраста, аргументация о повышении пенсионного возраста с целью балансирования пенсионного фонда представляется неполной без анализа продолжительности здоровой и трудоспособной жизни российского населения предпенсионного возраста.
По данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни российского населения в возрасте 55 лет составляет 22,6 года (для мужчин 18,9 лет, для женщин 25,5 лет, то есть разрыв составляет 6,6 лет), в возрасте 60 лет – 19,1 года (для мужчин 15,9 лет, для женщин 21,4 лет, то есть разрыв составляет 5,5 лет), в возрасте 65лет – 15,8 года (для мужчин 13,2 лет, для женщин 17,5 лет, то есть разрыв составляет 4,3 лет), то есть наблюдается, с одной стороны, существенное превышение ожидаемой продолжительности женщин над ожидаемое продолжительности мужчин в возрасте текущего и потенциального выхода на пенсию (55–65 лет), с другой стороны, текущий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), не отражает этих различий в ожидаемой продолжительности жизни [25].
Отметим, что показатель ожидаемой продолжительности жизни в определенном возрасте является интегральным показателем, отражающим текущие коэффициенты смертности населения, присущие определенному возрасту. Вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста населения и доведение пенсионного возраста женщин до пенсионного возраста мужчин будет оставаться на повестке дня реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе. Возможный недостаточный запас здоровья российского населения, а также политическая ангажированность вопроса о повышении пенсионного возраста будут препятствовать проведению реформ в этой сфере.
Во–вторых, состояние пенсионной сферы усугубляется наличием в России высокой доли населения, занятой в неформальном секторе (по официальным оценкам, этот показатель равен 6,3 млн., однако этот показатель представляется заниженным (альтернативные оценки достигают 20 млн. человек). Эта часть населения не платит пенсионные взносы. Вместе с тем, можно утверждать, что неформальная занятость является, скорее, следствием российских экономических проблем и институционального устройства экономики и общества, а не источником решений проблем пенсионной системы через увеличение доходов Пенсионного фонда РФ для снижения трансферта из федерального бюджета. Формальный сектор российского рынка труда не создает, а сокращает количество рабочих мест (данные Росстата), и неформальный сектор выступает в этом случае альтернативой безработице, а не формальной занятости.
Кроме того, в условиях ожидаемого снижения коэффициента замещения пенсии пенсионная система всё больше выполняет функцию социальной защиты населения от бедности, однако российский рынок труда (с низким уровнем заработных плат и значительным сектором неформальной занятости), а также демографические проблемы сокращения доли трудоспособного населения не позволяют эффективно функционировать распределительной пенсионной системе.
В–третьих, обсуждается вопрос целесообразности сохранения практики досрочных пенсий. Вместе с тем исследования показывают, что предоставление досрочных пенсий может не быть острой проблемой пенсионной системы [9]. Согласно работе Е. Гурвича, досрочные пенсионеры составляются около 20% общего числа пенсий, в 28% пенсий по старости являются оформленными досрочно, а на выплаты этих дополнительных пенсий приходится около трети процента ВВП, то есть около 4 процентов пенсионных выплат. При этом, более половины тех, кто оформил досрочную пенсию являются трудоспособными.
Анализ общественной, экономической и политической дискуссии по вопросу проведения пенсионной реформы показывает, что политическое решение будет определяющим в формировании контуров будущей пенсионной системы, при этом можно отметить следующие социально–экономические опасности, которые могут реализоваться в российской общественно–экономической реальности с высокой вероятностью: завершение институциональной эволюции и трансформации пенсионного обеспечения в пособие по бедности, значительное снижение качества жизни лиц предпенсионного возраста в результате повышения пенсионного возраста, изменение социально–экономических взаимодействий в российских семьях, которые во многом в настоящий момент построены на дотационном характере доходов современных пенсионеров для других членов домохозяйств, в которых эти пенсионеры проживают (особенно в сельской местности), а также на неформальной роли пенсионеров по уходу за детьми, больными, пожилыми людьми в семьях.
С другой стороны, необходимо проанализировать не только последствия проводимых потенциальных реформ, но также оценивать риски отложенной стабилизации пенсионной системы. Отложенная стабилизация рассматривается в современной политической экономии государственных расходов как ситуация, в которой политики и реформаторы, определяющие контуры экономической политики, принимают решение отложить назревшие меры по модернизации (например, повышение пенсионного возраста), рассчитывая на то, что данное решение не придется принимать в ближайшем будущем и соответствующих издержек удастся избежать.
Основной проблемой пенсионной системы в среднесрочной перспективе будет оставаться недостаточная эффективность расходов: доля в ВВП расходов на пенсионное обеспечение занимает 9% ВВП (для сравнения – 8,4% в странах ОЭСР), а значительная доля этих расходов (3% ВВП) представляет собой трансферт из федерального бюджета [7]. При этом дефицит Пенсионного Фонда России формируется в результате установления государством различных льгот, а прогнозируемое старение население пока не начало оказывать влияние на состояние дефицита Пенсионного Фонда.
Вместе с тем, номинальная ставка пенсионного тарифа (тарифа страховых взносов в пенсионную систему, отражающая степень нагрузки на бизнес, выше среднего значения по развитым странам (в России страховые взносы в Пенсионный Фонд составляет 22% от заработной платы, при достижении законодательно установленного максимума заработной платы 22% + 10%, в странах ОЭСР в среднем 19,6%), при этом коэффициент замещения в России остается низким (34,4% в 2015 году) относительно развитых стран.
Таким образом, реформирование системы пенсионного обеспечение должно, в первую очередь, быть нацелено на повышение эффективности пенсионных расходов, которые в настоящий момент при сопоставимом с развитыми странами уровне тарифов и расходов не обеспечивает сопоставимого уровня пенсионных выплат.
Несмотря на введение новой пенсионной формулы в 2015 году, в среднесрочной перспективе возможно лишь инерционное развитие российской пенсионной системы, которое не соответствует интересам ни текущих, ни будущих пенсионеров:
- снижение коэффициента замещения;
- превращение пенсий в социальное пособие по бедности;
- снижение величины уплачиваемых пенсионных взносов в результате роста сектора услуг в структуре экономики, где занятость более гибкая и неформальная;
- начало ожидаемого обострения дефицита пенсионного бюджета в результате старения российского населения.
Согласно данным Росстата, к 2030 году численность российского населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн. человек, а старше трудоспособного возраста – увеличится на 9 млн. человек), то есть основной проблемой будет оставаться зависимость пенсионной системы от состояния федерального бюджета.
Закон о пенсионной реформе
Законопроект о пенсионной реформе в России был внесен в Госдуму 16 июля 2018 года. Подготовило его Министерство Труда и Социальной Защиты по распоряжению премьер-министра. 19 июля законопроект был принят Госдумой в первом чтении, после чего жителей РФ охватило негодование: пенсионную реформу стали активно обсуждать, протестовать против нее, рейтинги действующей власти стали падать. Были проведены масштабные акции протеста, были попытки вынести этот вопрос на референдум (которые, естественно, были отклонены).
В законопроект стали вносить поправки, всего их было почти 300, из которых подавляющее большинство в дальнейшем принято не было. 29 августа о пенсионной реформе впервые публично высказался президент РФ, и по его предложению была внесена важная поправка о том, что пенсионный возраст для женщин будет увеличен не на 8 лет, как предполагал законопроект, а на 5, как и у мужчин.
26 сентября законопроект о пенсионной реформе в России был принят Госдумой во втором чтении, с поправками от правящей партии, поправки других партий и профсоюзов были отклонены. 27 сентября он был принят и в третьем чтении, а 3 октября одобрен Советом Федерации и подписан президентом. Закон о пенсионной реформе называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и вступит в действие с 2019 года.
Рассмотрим все ключевые моменты, которые включает в себя пенсионная реформа в России.
Пенсии отдельным категориям граждан
Отдельные категории граждан (а именно — медработники, педагоги, артисты, представители творческих профессий, жители районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей) после внедрения пенсионной реформы так же начнут получать пенсию на 5 лет позднее, чем сейчас.
Для медработников, педагогов и артистов пенсионный возраст будет начинаться спустя 5 лет после выработки спецстажа, который для разных профессий разный и составляет от 15 до 30 лет. Причем, повышение периода начала выплаты пенсий тоже будет происходить поэтапно с 2019 по 2026 год. Люди, относящиеся к данным категориям и выработавшие стаж в этот период, начнут получать пенсию, соответственно, с 2020 по 2034 год: ежегодно в переходный период начало выплаты пенсии будет повышаться на 2 года.
Возраст выхода на пенсию для жителей Крайнего Севера и приравненных территорий с внедрением пенсионной реформы будет увеличен на 5 лет. Так, для мужчин этой категории пенсионный возраст будет начинаться с 60 лет, а для женщин — с 55 лет, при условии, что к этому моменту у них будет выработан законодательно установленный «северный стаж»: 15 лет работы на Крайнем Севере или 20 лет работы на приравненных территориях, плюс 20 (для женщин) — 25 (для мужчин) лет общего страхового стажа.
Пенсионная реформа в России не затронет представителей малочисленных коренных народов Крайнего Севера — для них пенсионный возраст сохранится на уровне 55 (для мужчин) и 50 (для женщин) лет.
Также без изменений останется пенсионный возраст для работников силовых структур (военнослужащих, полицейских, и т.д.), получающих пенсии не из ПФ, и представителей вредных и опасных профессий (шахтеров, химиков и т.д.).
Пенсионный возраст для женщин-многодетных матерей стал зависеть от количества детей. Так, если у женщины трое детей — она сможет выйти на пенсию на 3 года ранее положенного возраста — в 57 лет. Если четверо детей — на 4 года ранее — в 56 лет. Если 5 и более детей — на 10 лет ранее, то есть, в 50 лет. Все это при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Выйти на пенсию на 2 года ранее положенного возраста, согласно Закону о пенсионной реформе, могут также люди, имеющие большой страховой стаж (мужчины — от 42 лет и более стажа, женщины — от 37 лет и более).
Кого затронет очередная пенсионная реформа, которую рассмотрит Госдума
В настоящее время на территории РФ есть две пенсии, одна из которых является обязательной социальной, которая выплачивается всем без исключения, а другая представляет из себя добровольную. На последнюю могут рассчитывать те, кто добровольно перечислял денежные средства в специальные фонды в надежде в будущем, при выходе на пенсию, зарабатывать на целый порядок больше. Однако система добровольной пенсии не пользуется среди граждан РФ большим спросом, что и собираются исправить российские власти, внедрив некоторые значительные и очень существенные новшества.
В конце декабря 2022 года Министерство финансов РФ представляет все документы, которые касаются крупнейшей пенсионной реформы в истории России по части добровольных накоплений на старость. Грядущие новшества затронут всех граждан РФ, потому что у жителей страны появится возможность обрести дополнительную уверенность в своем будущем при совершении добровольных отчислений в государственный бюджет. При этом российские власти, при внесении законопроекта на рассмотрение, готовы максимально оперативно его рассмотреть и принять в случае необходимости, чтобы как можно скорее изменить жизнь всех россиян в лучшую сторону. Таким образом, в теории, грядущая реформа произойдет уже в следующем году, она изменит все, что касается добровольной пенсии во всех российских субъектах.
Россиянам объяснили, как происходит перерасчет пенсии
Эксперт заявил, что каждый год с 1 августа работающие пенсионеры получают прибавку к пенсии, которая учитывает страховые взносы, перечисляемые работодателем в пенсионный фонд. Страховая пенсия по старости и другие основания не учитываются ни при назначении, ни при предыдущих перерасчетах. Поэтому в данном случае не нужно подавать заявление в пенсионный фонд — за вас все сделает работодатель.
«Неработающим пенсионерам уже после назначения пенсии, возможно, придётся представить в Пенсионный фонд документы об обстоятельствах, которые могут стать основанием для пересчёта. Это, например, документы о неучтённом стаже работы. ПФР пересчитает пенсию без заявления по факту поступления подтверждающих документов», — отметила специалист.
Размер выплаты к страховой пенсии увеличат, если:
- изменилось количество нетрудоспособных членов семьи на иждивении у пенсионера;
- у пенсионера есть новые сведения о дополнительном стаже или справки о заработке;
- пенсионер накопил нужный стаж работы в районах Крайнего Севера;
- изменилась категория получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- пенсионер набрал необходимый стаж работы в сельской местности.
Ногайлиева сообщила, что в этих случаях можно подать заявление через «Госуслугу» или лично в отделении пенсионного фонда. После оформления всех документов пенсия будет пересчитана с 1 числа следующего месяца.
Новые правила доставки пенсий в 2023 году
На рассмотрение в Госдуму уже внесен Законопроект № 212237-8, который предлагает внести изменения в ФЗ «О почтовой связи» закрепляет. С большой вероятностью, можно сказать, что он будет принят и с 1 апреля 2023 года, доставлять пенсии домой к пенсионеру будет только Почта России.
Положительным изменением будет то, что перед тем как прийти к пенсионеру, почта России будет уведомлять его о визите. Пока правда не известно каким способом (скорее всего это будет звонок по телефону или смс сообщение).
При неудачной попытке доставить пенсию, ее доставят еще раз, предварительно уведомив об этом получателя.
Такое изменение будет полезно для пенсионеров, которые живут в отдаленных населенных пунктах или находящихся на лечении в стационаре больницы.
С другой стороны – это огромная нагрузка на отделения Почты России. Ведь для реализации таких нововведений понадобятся дополнительные кадры. Возможно, Почта России будет привлекать дополнительных сотрудников. Если нет, то почтальонов, по меньшей мере жалко.
Подробнее о новых правилах доставки пенсий через Почту России в 2023 году читайте здесь: В 2023 году в России начнут действовать новые правила доставки пенсий: что предложено изменить и ког
На какие льготы могут рассчитывать пенсионеры
Пенсионная реформа в России подразумевает ряд нововведений. Законодательно определено понятие «предпенсионный возраст» – пять лет до пенсии. В это время работодатель не имеет права уволить или не продлить контракт сотруднику по причине его возраста. Дополнительно для предпенсионеров предусматривается возможность бесплатного повышения квалификации или получение новой специальности через службу занятости или нанимателя.
Предусмотрены также новые льготы пенсионной реформы:
- досрочная пенсия женщинам, родившим троих и более детей;
- оформление пенсии на полгода раньше для тех граждан, кто должен выйти на заслуженный отдых в 2019–2020 гг.;
- сохранение рабочих мест и создание новых для граждан предпенсионного возраста;
- дополнительные 2 дня отпуска для прохождения диспансеризации;
- досрочное назначение пенсии для лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж.
С января 2021 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).
Такое решение президента РФ смягчает последствия быстрого перехода на скорректированную пенсионную систему РФ. Ниже в отдельной таблице указаны новые сроки получения положенных от государства денег.
Срок выхода на пенсию по прежним правилам (в возрасте 55/60 лет) | Возраст выхода с 01.01.2019 | Наступление пенсионного возраста по ФЗ № 350 от 3 октября 2021 г. | |
Мужчины | Женщины | ||
1 полугодие 2019 | 60 + 0,5 | 55 + 0,5 | 2 полугодие 2019 |
2 полугодие 2019 | 60 + 0,5 | 55 + 0,5 | 1 полугодие 2021 |
1 полугодие 2021 | 60 + 1,5 | 55 + 1,5 | 2 полугодие 2021 |
2 полугодие 2021 | 60 + 1,5 | 55 + 1,5 | 1 полугодие 2022 |
2021 | 60 + 3 | 55 + 3 | 2024 |
2022 | 60 + 4 | 55 + 4 | 2026 |
2023 и следующие года | 60 + 5 | 55 + 5 | 2028 и следующие года |