Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как работать в такси на своей машине без лицензии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Разрешение или лицензия
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Размеры штрафа за перевозку людей без лицензии
Если в автомобиле более 8 посадочных мест (не считая водительского), то за перевозку без лицензии штрафуют на гораздо большие суммы, по другой статьей КоАП РФ, 14.1.2.
Нарушение |
Наказание |
|||
Гражданин |
Должностное лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии |
Штраф – 50 000 руб. |
Штраф — 50 000 руб. |
Штраф – 100 000 руб. |
Штраф – 400 000 руб. |
Подробнее про штраф и другие санкции
В связи с тем, что за рулем такси в большинстве случаев сидит не его собственник, наказание за работу без лицензии следует разделить на два вопроса: последствия для водителя и для владельца ТС.
Разные виды наказаний предусмотрены в ситуациях, когда лицензия есть, но таксист не может ее предоставить, и, если разрешения нет как такового.
В первом случае степень вины определяется статьей 12.3 КоАП. Водитель будет обязан оплатить штраф в размере 5 000 рублей. Размер наказания при отсутствии права заниматься пассажирскими перевозками регламентируется статьей 14.1.2 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно ей, наказание для юридических лиц представлено в виде штрафа до 400 000 рублей, а повторное нарушение может привести к временному изъятию ТС
Что такое лицензия на такси и где ее получить?
Вопрос лицензия такси – где получать, волнует многих автомобилистов. Оформить ее можно только в официальном отделении Министерства транспорта у вас в регионе. Перед этим ип, чтобы получить лицензию на такси, нужно зарегистрировать обязательно. Такси лицензия штраф получить достаточно легко, об этом мы поговорим немного позже. Для полного понимания, что нужно оформить именно в вашем случае, нужно разграничить два понятия: разрешение и лицензия. С виду они взаимодополняющие, но по факту это не совсем так. Помните, такси без лицензии невозможно и губительно для вашего финансового кошелька.
Лицензия дает право перевозить пассажиров по городу и за ним. Получение данного документа возможно только компанией, которая перевозит клиентов по заданному маршруту в количестве больше восьми, как пример можно привести маршрутное такси. Лицензия на такси цена не настолько большая, на нее можно выделить средства. Аннулирование документа в ряде случаев тоже возможно, но оформить лицензию на такси без ип – нет.
Разрешение выдается для личных перевозок, когда вы выполняете заказ в ограниченном количестве клиентов, тогда лицензия на такси не нужна. После его оформления вы сможете перевозить одного или нескольких человек в личном авто или заниматься перевозкой груза.
Условия и требования при осуществлении перевозок на легковом такси
Водитель транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, должен при себе иметь и предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке разрешение на осуществление этой деятельности (п. 2.1.1 ПДД). Требования и условия получения разрешения определены в ст. 9 закона № 69-ФЗ.
Для его получения юрлица или ИП должны обращаться в соответствующий региональный орган, в ведении которого находится выдача лицензий (подразделения Минтранса РФ). Перевозчик при этом должен иметь в наличии на праве собственности (аренды, лизинга) автомобиль, характеристики которого позволяют использовать его в качестве легкового такси.
Как работать в такси на своей машине без лицензии через интернет
Водители, которые профессионально занимаются такси-перевозками не один год, методично нарабатывают себе постоянную клиентуру. Сама услуга постепенно трансформируется: от осуществления обычной разовой поездки до длительного обслуживания (например, в течение дня) и по сниженной стоимости (в пересчете на километр, конечно).
Это в чистом виде является выстраиванием собственного бизнеса, начинать который следует с самых первых дней работы в качестве наемного водителя (в том числе, при работе на проценте от заказа).
Это самый лучший формат работы, потому что он:
- Позволяет в итоге получить максимальную независимость от любых внешних факторов, как то: воля администрации виртуального агрегатора; политика частных автопарков в области выстраивания трудовых отношений с частными водителями;
- Позволяет оставлять у себя весь объем выручки без отчисления кому-либо каких-либо комиссионных.
Кроме того, когда вы начинаете взаимодействовать, а хуже того – зависеть от каких-либо контрагентов, то вы по факту проходите самый неприятный, негласный формат регистрации. При изменении политики государства в области условий для частных перевозчиков (например, в случае очередного «завинчивания гаек»), что компания-агрегатор, что таксопарк, с которыми вы сотрудничаете, в обязательном порядке должным образом предоставит властям всю имеющуюся у них информацию о вас, как о перевозчике (в том числе, и финансового характера).
И только если вы работаете самостоятельно, не взаимодействуя ни с какими партнерскими сервисами, только в этом случае вам гарантирована устойчивость вашего частного предприятия. Разумеется, жить на одних только клиентах, наработанных за долгое время, не перспективно. Деятельность нуждается в расширении, поэтому правильнее всего будет создать собственный Интернет-ресурс, посвященный такси-перевозкам и продвигать его в ТОП выдачи известных поисковиков.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
В каких случаях аннулируется лицензия
Если автомобиль или организация перевозок не соответствует требованиям, которые предъявляются к такси и перевозкам, инспектор выдает предписание об устранении нарушений. Соответствие требований контролирует ГИБДД, в Москве этим также занимается МАДИ.
Нарушения нужно устранить в установленный срок (не более месяца) и передать подтверждающие документы в ведомство, которое выдало предписание. Если нарушения не исправлены, действие лицензии приостанавливается на месяц. В дальнейшем разрешение могут аннулировать на основании решения суда.
Например, в Москве МАДИ выявила, что у двух водителей таксопарка стаж вождения менее 3-х лет. Суд аннулировал лицензию для тех автомобилей, которыми управляли эти водители.
Также разрешение аннулируется судом:
Если лицензия была аннулирована, восстановить ее не получится — только получать заново.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Штрафы за нелегальное такси по закону
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2021 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Каким требованиям должно отвечать такси и водитель в 2021 году
Такси должно выпускаться к перевозке людей при наличии:
• «шашек» на кузове;
• таксометра (когда оплата берется в зависимости от расстояния или времени);
• фонаря на крыше;
• определенного цвета, который предусмотрен для такси региона или фирмы.
• информации о водителе (его Ф.И.О, его фото), условиях внесения оплаты, перевозчике и контролирующих органах.
К работе в такси должны допускаться водители с опытом вождения от 3-х лет.
Юридические лица и ИП должны:
• обеспечивать ремонт и техобслуживание машин, используемых в такси;
• проверять их исправность перед выездом на линию, о чем механики ставят отметку в путевом листе;
• проводить предрейсовый медосмотр, о чем врач ставит отметку в путевом листе.
Осуществление перевозки пассажиров на автобусе и такси без лицензии: наказание и штрафы
Мировая экономическая нестабильность, отмечаемая в последние годы, падение курса рубля заставляют все большее количество людей искать подработки. Тем, у кого есть собственный транспорт, проще всего – перевез груз, подвез попутчиков – получил дополнительные деньги.
Но российское законодательство запрещает оказывать коммерческие транспортные услуги по перевозке людей без разрешительных документов.
Рассмотрим, как получить лицензию на предпринимательскую деятельность в области перевозок пассажиров. Какие требования предъявляются к ТС (транспортному средству) и квалификации водителя. Есть ли случаи, когда людей можно перевозить без специальных разрешений. Чем грозит такая езда без документов.
Чем регулируются отношения «перевозчик — пассажиры»?
В январе 2009 года высший коллегиальный орган исполнительной власти в РФ издал Постановление №112 о Правилах, регламентирующих транспортировку пассажиров и багажа легковым такси. Характер ответственности за не следование Правилам закреплен в статье 11.14.1 КоАП РФ и в Федеральном законе от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Так, статьей предусмотрены штрафы в ряде моментов:
- внутри «легковушки» нет информации, указанной в Правилах;
- пассажирам не выдается ни кассовый чек, ни квитанция БСО;
- на кузове отсутствуют цветографическая схема в виде шашечек и/или оранжевый осветительный прибор на автомобильной «кровле», сообщающий о готовности к перемещению людей и клади.
Еще эксперты рекомендуют ознакомиться с Федеральным законом № 34-ФЗ от 23 апреля 2012-го, который вносит поправки в отдельные нормативных акты РФ в части улучшения госрегулирования пассажирских и багажных перевозок в легковом таксомоторе.
Важно понимать, что большинство административных штрафов для такси связано не с нарушением ПДД (тут водитель наказывается на общих основаниях), а с нарушением правил работы служб такси и оказания услуг потребителям (ФЗ №69, №259 и №54). Поэтому людям, которые руководят таксопарками и водителям следует хорошо ориентироваться в тех, требованиях, которые предъявляет к ним законодательство.
Правила работы служб такси — следующие:
- Служба такси и частные таксисты (ИП) могут оказывать услуги только на основании полученной лицензии Минтранспорта (срок действия — 5 лет). Этот документ должен постоянно быть в автомобиле и предъявляется по первому требованию пассажирам и контролирующим службам (2.1.1 ПДД).
- Организация или ИП-пассажироперевозчики обязаны самостоятельно организовать профессиональный предрейсовый медосмотр водителей и техосмотр транспортных средств, а также ежедневную выдачу водителям путевых листов и информирование клиентов через мобильные приложения или телефоны.
- Лицензия такси физлицам не выдается, а значит обычные граждане управлять автомобилем такси не имеют права: или ИП или договор самозанятого водителя с юридическим лицом.
- Управлять автомобилем такси имеет право только гражданин РФ или лицо, которому разрешено находиться за рулем по ФЗ №196, с водительским стажем не менее 3 лет
- Водитель, кроме лицензии такси, должен иметь при себе водительские права, страховку ОСАГО, документы на машину и путевой лист с отметкой о прохождении предрейсового медосмотра/техосмотра авто.
- Водитель должен быть в адекватном физическом состоянии, а автомобиль – полностью исправным.
- Автомобиль такси может находиться на линии только при наличии путевого листа и используется только по назначению – для перевозки пассажиров. Машина должна быть оформлена соответствующим образом (контрастные «шашки», опознавательный фонарь оранжевого цвета).
- В салоне авто должна быть представлена вся необходимая клиентам информация – данные организации и водителя, номер авто и тарифы на перевозку.
- Обслуживание клиентов производится на основании договора фрахтования (обязательная фиксация времени и номера заказа, места подачи и маршрута движения, стоимости услуги).
- Расчеты с пассажирами осуществляются только при наличии в салоне авто зарегистрированной онлайн-кассы. Пассажир в конце поездки обязательно и без напоминаний должен получить кассовый чек.
Финансовый контроль работы таксопарков, такси и самозанятых таксистов осуществляется на основании договора с оператором фискальных данных. Вся финансовая отчетность обязательно проверяется представителями ФНС.