Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности социальной защиты сотрудников правоохранительных органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На осно вании всего вышеизл оженного было выяс нено, что те ма социального обесп ечения сотрудников О ВД, остается актуа льной. Цель дан ной работы – компл ексное исследование социа льного обеспечения сотру дников органов внутр енних дел. В хо де написания выпу скной квалификационной раб оты были подр обно разобраны професси ональные задачи.
Б ыл проведен ана лиз видов социа льного обеспечения сотру дников органов внутр енних дел, а име нно денежное довол ьствие, жилищное обесп ечение и обеспечение сотру дников в части медици нского, санитарно-курор тного и страхового обесп ечения
А также рассм отрены основные норма тивно-правовые ак ты, регламентирующие деятел ьность ОВД, опред елены понятия и ви ды государственной социа льной защиты сотру дников полиции, проанали зированы современное законода тельство и основные напра вления социальной защ иты и выявлены проб лемы социального обесп ечения сотрудников О ВД.
Изучение прав овых вопросов социа льной защиты сотру дников ОВД позв оляет сделать след ующие основные выв оды.
Социальная защ ита сотрудников пол иции весьма разноо бразна. Меры социа льной защиты мо гут быть реали зованы как в пер иод прохождения сотруд никами службы, т ак и после е е прекращения, а та кже в случае гиб ели (смерти) сотру дников, причинения вр еда их здор овью, уничтожения и ли повреждения и х имущества.
Сле дует также отме тить, что ме ры социальной защ иты или подд ержки могут та кже распространяться н а детей работ ников и их супр угов. Таким обр азом, можно сде лать вывод, ч то в Российской Феде рации существует сис тема социальной защ иты, призванная компенс ировать трудный ре жим труда работ ников, а также способс твовать развитию правоохра нительной деятельности и бор ьбе с преступностью.
Социа льные гарантии мо гут рассматриваться к ак виды социа льной защиты гра ждан, в том чи сле государственных служ ащих. Поскольку социа льное обеспечение явля ется частью социа льной защиты насе ления, социальные гара нтии могут выст упать в качестве ви дов социального обесп ечения.
Главной це лью совершенствования социа льной работы в орг анах внутренних д ел РФ явля ется приведение е ё в состояние, позво ляющее обеспечить надё жную социальную защ иту сотрудников орг анов внутренних д ел и создать усл овия для ро ста их благосо стояния, полноценного отд ыха, оздоровления, професси онального и духовно-нравст венного развития.
Пенсионное обеспечение за выслугу лет
Рассмотрение отдельных видов пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов следует начать с пенсии за выслугу лет. Данный вид пенсии назначается большинству сотрудников, оставляющих службу.
Исследователи в области права социального обеспечения сходятся в определении пенсии за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью независимо от возраста, выплачиваемая, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.1 Именно с признаком назначения пенсии только за выслугу лет по определенной специальности исторически связано выделение данного вида пенсионного обеспечения.2
Необходимо отметить, что развитие законодательства о пенсиях в России традиционно связано с пенсиями, назначаемыми лицам, состоявшим на государевой службе. Первое нормативное закрепление подобного обеспечения было осуществлено во времена Петра І в Морском уставе и преимущественно относилось к морским чинам и членам их семей. При этом различалось обеспечение вдов и сирот и собственно пенсионное обеспечение чинов, зависевшее исключительно от милости государя. Случаями назначения пенсии являлись увечье служивого человека либо его смерть. Основные положения устава впоследствии были применены к прочим отраслям государственной службы. При Екатерине II обеспечение впервые было распространено на лиц, которые оставляли службу по выслуге установленного числа лет. Развитие пенсионного законодательства потребовало со временем объединения всех пенсионных законоположений в один общий для всех служащих в государстве пенсионный устав, коим стал Пенсионный Устав 1827 г. Основные его положения, в частности, сводились к следующим: а) право на пенсию имеет всякий беспорочно прослуживший определённое число лет, а по смерти его — семейство умершего; б) размер пенсии ставился в зависимость от места, занимаемого служащим, и числом прослуженных лет; в) время в военных походах и морских кампаниях считалось вдвое, т. е. один год за два; г) пенсии выплачивались за счёт государственной казны.
При этом пенсия рассматривалась как вознаграждение, даруемое Правительством тем из служащих и их семействам, которые приобрели на неё право беспорочной службой в течение установленного числа лет, т. е. назначение пенсии зависело от объективных факторов в отличие от пенсии, назначаемой по особым Высочайшим указам.
Как видно, советское, а затем и российское законодательство о пенсионном обеспечении за выслугу лет основывается на положениях, установленных в Российской Империи. Круг обеспечиваемых был достаточно широк — это и военнослужащие и гражданские служащие министерств и ведомств, преподаватели учебных заведений, служащие медицинских учреждений. В большей своей части категории лиц, подлежащих пенсионному обеспечению за выслугу лет, были восприняты советским законодательством, а позже и современным российским.
Общие положения, на которых строится современное пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов, в том числе за выслугу лет, были сформулированы в 40-х годах прошлого столетия.2 Традиционно, сотрудники правоохранительных органов в области социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, приравнивались к военнослужащим, что, впрочем, не всегда позволяло учитывать специфику их деятельности при исчислении выслуги лет, дающей право на пенсию.
Само слово «выслуга» указывает на службу как род общественно — полезной деятельности людей, который и закладывается в основании права на пенсию, и соответственно, на служащих как лиц, осуществляющих данную деятельность. В литера туре содержатся основные черты службы как человеческой деятельности. К ним отнесены: 1) объект воздействия служащего в процессе труда — человек, 2) средством воздействия на которого выступает информация как особый предмет труда служащего, 3) способ воздействия — служащий воздействует на личность прямо и непосредственно. К специфике деятельности служащих отнесено также то, что они непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства; обычно заняты умственным трудом; работают возмездно, получают заработную плату; занимают должности в легальных организациях, работают на профессиональной основе.
В зависимости от источника финансирования различают служащих следующих организаций: 1) государственных, 2) муниципальных, 3) частных, 4) международных. При этом служащие государственных организаций рассматриваются как государственные служащие в широком понимании — это индивидуальные субъекты права, осуществляющие государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют, к примеру, социально-культурный характер, их осуществляют служащие медицинских, образовательных и других учреждений).2 Ю. Н. Старилов предлагает также использование термина «публичная служба», которым бы охватывались служащие публичных учреждений, т. е. лица, находящиеся на публичной службе или на службе у юридического лица публичного права. Таким образом, публичная служба включала бы в себя профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных субъектов публичного права: федеральных органов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образуемых ими органов, учреждений, предприятий.3 При этом в законодательстве можно встретить примеры, когда государственными служащими признаются работники государственных учреждений, например, учреждений уголовно — исполнительной системы, научных и образовательных учреждений, входящих в систему того или иного правоохранительного органа, т. к. они целиком и полностью реализуют государственные функции.
- Конституция Российской Федерации в самой общей форме определила меры социальной защиты населения.
- 2 Характеристика социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
- Анализ видов социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
- В настоящее время тема социального обеспечения граждан является весьма актуальной.
- Охарактеризовать социальное обеспечения сотрудников ОВД.
- Проанализировать историю социального обеспечения сотрудников ОВД.
- Все это оказывает серьезное влияние на эффективность работы правоохранительных органов.
- Конституция Российской Федерации.
- 3 История социального обеспечения сотрудников ОВД.
- Теоретические основы социального обеспечения сотрудников ОВД.
Пенсия и инвалидность
Группа по инвалидности подтверждается в специальном бюро, где проводится МСЭ (медико-социальная экспертиза). Без данной справки гражданин не может претендовать на пенсионные отчисления по одной из групп инвалидности.
Пенсия назначается при наступлении инвалидности по одной из следующих причин:
- травма в период службы – ранение, контузия, полученная при защите РФ;
- развитие серьезного заболевания в период службы.
Для назначения пенсионных отчислений по инвалидности БС ОВД либо доверенное лицо должны подготовить такие документы для Министерства, как:
- Справка МСЭ.
- Паспортные данные.
- Заявление.
- Документы по проверке обстоятельств, которые привели к инвалидности.
- Приказ об увольнении.
- Заключение ВВК (военная врачебная комиссия) о категории годности БС ОВД.
Размер пенсионных выплат напрямую связан с группой инвалидности и причиной возникновения патологии, а именно:
- 1,2 категория по причине травмы – 85% от денежного довольствия;
- 3 категория с травмой – 50%;
- 1,2 группа по болезни – 75%;
- 3 группа по болезни – 30%.
В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).
Проведенный анализ действующего законодательства, определяющего порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам, практики осуществления пенсионного обеспечения в социальных органах Минобороны России и МВД России, обращений и жалоб пенсионеров выявил наличие ряда проблем, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения и социального обслуживания военных пенсионеров.
Значительная часть законодательных и иных нормативных актов, закрепляющих основные элементы системы пенсионного обеспечения военных пенсионеров, принята более 10 лет назад, в них вносились существенные изменения и дополнения. Кроме того, постоянно растет массив нормативных актов, устанавливающих различные доплаты, компенсации и т.д. военным пенсионерам, которые в некоторых случаях вступают в противоречие друг с другом.
Объемность и разноуровневый характер действующего законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты) приводят, с одной стороны, к усложнению практического применения правовых норм органами пенсионного обеспечения, а с другой стороны, — к прямым нарушениям прав отдельных категорий пенсионеров, обусловленных несовершенством и противоречивостью нормативной базы. В результате все большую роль в разрешении некоторых правовых проблем в данной области приобретают решения судов, которые при отсутствии должной и своевременной корректировки законодательства становятся прецедентными. При этом сама судебная практика неоднозначна — нередко суды по одному и тому же вопросу выносят различные решения.
Анализ показывает, что немаловажной причиной наличия большого числа противоречий в военно-пенсионном законодательстве, а также значительной роли судебных решений является отсутствие координирующего органа власти на федеральном уровне, в полномочия которого входили бы мониторинг правоприменительной практики, разработка и инициирование внесения своевременных корректировок в законодательство.
Следует отметить, что за время проведения мероприятия был принят ряд нормативных правовых актов, устраняющих некоторые проблемы в пенсионном обеспечении военных пенсионеров.
Так, Федеральным законом от 03.12.2007 N 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» изменен порядок исчисления минимальных размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, увеличений и повышений пенсий, надбавок к пенсиям для соответствующих категорий пенсионеров.
Закон № 4468-1 прямо заявляет, что пенсионный возраст составляет сорок пять лет. Однако если у сотрудника МВД возникнут проблемы со здоровьем, мешающие его дальнейшей службе, он может уйти в отпуск, не дожидаясь начала 45 лет.
Следует отметить, что в возрасте 45 лет некоторые сотрудники подают заявление на получение пенсии и продолжают выполнять свои обязанности. Кроме того, для некоторых должностей повышен возрастной ценз службы в полиции. Так, для майоров и подполковников этот возраст составляет 55 лет, для полковников – 60 лет, для генерал-майоров и генерал-лейтенантов – 65 лет.
Сотрудники полиции имеют право на досрочный выход на пенсию. Условия, благоприятные для досрочного отказа, перечислены в законе №. 4468-1.
- Работнику исполнилось 45 лет, при обязательном стаже работы 25 лет. Следует отметить, что 12,5 года от общего стажа работы приходится на службу в органах внутренних дел.
- Наличие двадцатилетнего опыта работы в полиции.
Порядок исчисления трудового стажа для сотрудников Министерства внутренних дел установлен и санкционирован Законом No. 4468-1.
Помимо выслуги лет, офицер полиции может досрочно выйти на пенсию из-за серьезного заболевания, мешающего продолжению службы, или из-за инвалидности. Пенсия по инвалидности выплачивается за период, в течение которого лицо признано инвалидом. Инвалидность определяется Комиссией ITU. Размер пенсии по инвалидности зависит от заработной платы и группы инвалидности.
Пенсия МВД по инвалидности
Данная пенсия назначается базовому и командному составу органов внутренних дел, получившим инвалидность. К тому же его установили врачи во время службы. Или в течение 3 месяцев после его завершения. Позднее наступление инвалидности может служить основанием для назначения пенсии по инвалидности только в том случае, если в период службы в органах МВД человек получил травму, травму, заболевание и т.д.
Во всех случаях назначение инвалидности, определение ее причины и группы проводится на медико-социальной экспертизе. Кстати, его выводы можно оспорить, подав жалобу. Это заключение ITU, в котором содержатся выводы о группе инвалидности, причинах и связи с услугой.
Размер, порядок назначения и срок, на который назначается пенсия по инвалидности МВД, идентичны правилам, рассмотренным в статье «Военная пенсия».
При отсутствии оснований для назначения пенсии работнику МВД по инвалидности лицо вправе ходатайствовать о пенсии по инвалидности.
Что влияет или может повлиять на размер выплат?
На размер пенсии может повлиять статус занятости сотрудника МВД. Сумма выплаты основана на баллах, которые сотрудник получает ежемесячно, значение этих баллов зависит от размера заработной платы сотрудника. Кроме того, на размер оплаты влияет наличие опыта обслуживания в регионах Крайнего Севера.
Некоторым категориям граждан начисляются доплаты к пенсии:
- Героям Советского Союза, Российской Федерации и людям, награжденным Орденом Славы трех степеней, такие люди получат повышение пенсии на 100%;
- Герои труда РФ на 50%;
- 50% страховой суммы чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр;
- граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней 30%;
- участникам ВОВ на 32%;
- граждане, прошедшие военную службу в годы Великой Отечественной войны, на 16%;
- бывшие узники фашистских лагерей, если на тот момент они не достигли совершеннолетия;
- инвалиды, получившие травмы и увечья во время Второй мировой войны, на 32%.
Объемы пенсий для служащих в ФСБ
Чтобы подсчитать пенсию для гражданина, отслужившего в Федеральной службе безопасности, необходимо придерживаться тех же правил, что установлены и для МВД.
Объем материальной поддержки такому гражданину вычисляется на основании принадлежности человека к той или иной категории:
- люди, чья выслуга лет доходит до 20 лет или выше названного срока, имеют право на пенсионные выплаты объемом 0,7368 от заработка (оклад + надбавка, предоставляемая каждый месяц), а еще 0,03 за каждый год работы сверх законного срока. Наибольшая пенсия должна составлять максимум 0,85 от текущего заработка;
- граждане, при чьем выходе на заслуженный отдых берется во внимание общий трудовой стаж, имеют право на предоставление им 0,7368 от заработка, при этом за каждый дополнительный год им предоставляется дополнительные деньги объемом 0,01 от заработной платы.
Подводя итог, можно сказать, что объем пособия по пенсии будет большим для тех граждан, что проработали в службе безопасности больше лет.
В текущем году при вычислении пенсионных выплат для прошлых сотрудников МВД все еще применяется коэффициент понижения, сформированный в 12-м году по причине экономических сложностей. Со временем он медленно начал повышаться, и в ближайшее время его доведут до единицы, благодаря чему служащие полиции, вышедшие на заслуженный отдых, смогут быть обеспеченными материальной поддержкой в полном объеме.
Ежемесячная надбавка к заработку служащего полиции.
Срок службы | Надбавка на каждый месяц в процентах |
От 2 до 5 лет | 10 |
От 5 до 10 лет | 15 |
От 10 до 15 лет | 20 |
От 15 до 20 лет | 25 |
От 20 до 25 лет | 30 |
25 и более лет | 40 |
Как посчитать доплату
Мнение эксперта
Ильин Владислав Денисович
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — гражданское право. Большой опыт в составлении договоров.
Доплата за стаж считается довольно просто, так как непосредственно зависит от оклада сотрудника МВД и выражается в процентном отношении от нее.
Более подробно это отражено в таблице ниже:
Срок службы | Доплата (в процентах от оклада) |
2-5 лет | 10% |
5-10 лет | 15% |
10-15 лет | 20% |
15-20 лет | 25% |
20-25 лет | 30% |
Более 25 лет | 40% |
Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов
Одним из важных элементов системы пенсионного обеспечения выступает подсистема нормативных правовых актов, рассмотрение которой с точки зрения системного подхода было осуществлено ранее. Необходимость изучения источников права, касающихся норм, условий и порядка пенсионирования сотрудников правоохранительных органов связана с уяснением особенностей характера и механизма правового регулирования, установления возможных пределов, оптимальных способов и форм воздействия права на общественные отношения, складывающиеся в данной сфере жизнедеятельности общества.
Источник права ‒ достаточно разработанная категория юридической науки. Традиционно источник права понимается в материальном и формальном смысле. В качестве источников права в материальном смысле называются материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативных правовых актов, а также правовой системы в целом, что подчёркивает взаимозависимость правовой системы и общественно ‒ политической среды, которая и выступает естественной движущей силой и своеобразным «материальным» источником по отношению к первой. Источник права в формальном смысле представляет собой исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Именно в формальном смысле чаще всего в юридической литературе и используется термин «источник права» или «форма права», т. к. речь идет о внешней форме выражения и закрепления норм права.
Источниками права социального обеспечения принято называть различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.
Классификация источников права социального обеспечения проводится по различным основаниям. Акты выделяются по юридической силе и органам, их принявшим; по сфере действия различаются акты общего характера и специального характера, также возможно разделение источников права социального обеспечения на первичные и вторичные, по видам социального обеспечения различаются, соответственно, акты о пенсиях, пособиях, социальном обслуживании, социальной помощи.
Пенсионное обеспечение уволенных сотрудников
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).
Закон о пенсионном обеспечении определяет категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, устанавливает виды пенсий, а также условия, дающие право на получение того или иного вида пенсий.
В соответствии со статьями 1 и 4 названного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на:
- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации;
- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и СССР, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (дать номера), могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, и семьям этих лиц по их желанию.
Инструкция по использованию калькулятора
Пенсионный калькулятор МВД в 2020 году поможет быстро и правильно ответить о размере заработной платы. Вам необходимо выполнить несколько последовательных действий:
- Подбираем зарплату исходя из должности, вручную вводим размер зарплаты. Из списка выберите пункт «Уточняйте зарплату самостоятельно».
- Укажите процент повышения EFA для классной квалификации (дополнительная плата за классную квалификацию в Министерстве внутренних дел). Подходит только для летнего персонала.
- Выберите свою оценку и оклад или укажите вручную. Для этого нажмите на строку «Уточняйте зарплату самостоятельно».
- Укажите, если необходимо, надбавку за выслугу лет и региональный коэффициент.
- В пункте «Стаж работы» указан процент заработной платы, который зависит от стажа работы.
- Выберите коэффициент уменьшения.
- Результат появится в пункте «Пенсия в рублях на выдачу». Размер пенсии в МВД будет отражаться в рублях.
Кого можно причислить к сотрудникам МВД
Законодательная норма определила число лиц, которые относят к сотрудникам правопорядка:
- Военнослужащие спецподразделений и силовых структур, имеющие звание офицера, мичмана или прапорщика.
- Лица, заключившие контракт на несение военной службы в матросском или сержантском звании, а также рядовые служащие. К ним относят курсантов военных училищ разных родов войск и силовых подразделений.
- Военнослужащие, являющиеся сотрудниками правоохранительных подразделений, ведущих контроль над оборотом наркотических веществ, в противопожарной и другой службы внутренних дел.
- Члены семей, которые находятся на иждивении лиц, перечисленных в законе.
Все эти лица, обозначенные как гражданские или военизированные сотрудники органов внутреннего правопорядка, имею законное право на получение пенсионного обеспечения по достижению определенного возраста. Какие налоговые льготы имеет ветеран труда читайте тут.
Большинство специальных льгот оформляется в кадровой службе МВД. Конкретный перечень:
Вид льгот |
Куда обращаться |
Социальные выплаты |
Органы социальной защиты |
Медицинские услуги |
Кадровая служба МВД |
Жилищные преференции |
Управляющая компания |
Налоговые льготы |
ФНС |
Помощь в решении жилищных вопросов
Здесь не идет речь о компенсации стоимости услуг ЖКХ. Эта льгота распространяется только на родственников погибшего сотрудника МВД. Федеральным законом 247-ФЗ предусмотрена единовременная социальная выплата для приобретения жилой площади как действующим сотрудника МВД (при условии срока службы более 10 лет), так и вышедшим на пенсию.
При этом преимущественным правом на получение ЕСВ обладают следующие категории граждан:
- пенсионеры, имеющие 3 и более детей, проживающих совместно;
- пенсионеры, имеющие звание Героя Российской Федерации;
- ветераны Афганистана.
ЕСВ выдается для улучшения жилищных условий, если помещение, где проживает бывший сотрудник МВД, не соответствует санитарным нормам. Также выплату можно использовать, если пенсионер живет в коммунальной квартире или комнате общежития.
Не следует пытаться намеренно ухудшить свои жилищные условия, например:
- разменять свою квартиру с достаточной площадью для проживания на несколько меньших;
- вселять на свою жилплощадь иные лица (за исключением супруги/супруга, несовершеннолетних детей и детей-инвалидов старше 18 лет);
- выделять долю помещения третьим лицам.
Большинство специальных льгот оформляется в кадровой службе МВД. Конкретный перечень:
Вид льгот |
Куда обращаться |
Социальные выплаты |
Органы социальной защиты |
Медицинские услуги |
Кадровая служба МВД |
Жилищные преференции |
Управляющая компания |
Налоговые льготы |
ФНС |