Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и предмет семейного права и семейного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права и включает собственно семейное законодательство, науку и учебную дисциплину. Задачей семейного права является защита семьи, материнства, отцовства и детства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Наиболее тесное взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского законодательства. Основания и пределы применения к семейным отношениям гражданского законодательства определены ст. 4 СК, согласно которой к имущественным и личным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК, для чего в ряде статей СК указаны конкретные нормы гражданского кодекса (далее ГК), которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. В отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания конкретных статей ГК или иного нормативного акта.
Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).
При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.
Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ. Так, конституционный принцип равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка отражен в п. 4 ст. 1 СК, согласно которому запрещены любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях.
Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.
В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда. Кроме того, СК (ст. 111, 117) возлагает на администрацию предприятий и организаций, где работают плательщики алиментов, удерживать их и проводить индексацию размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом МРОТ.
Семейное право взаимодействует с уголовным правом и нормы гл. 20 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.
Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.
Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.
В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.
Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.
СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.
Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.
Под условиями вступления в брак следует понимать обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован государственным органом и будет иметь правовую силу. СК (ст. 12) предусматривает следующие условия вступления в брак: взаимное добровольное соглашение мужчины и женщины, вступающих в брак; достижение ими брачного возраста; отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, предусмотренных семейным законодательством.
Взаимное добровольное соглашение мужчины и женщины, вступающих в брак, означает наличие у них свободного и независимого встречного волеизъявления. Взаимное добровольное согласие на заключение брака будущие супруги выражают первоначально письменно при подаче совместного заявления в орган ЗАГС, а в последующем устно в ходе процедуры регистрации заключения брака в органе ЗАГС и подтверждают его личными подписями.
Вторым обязательным условием заключения брака является достижение брачного возраста. Закон этим предполагает, что вступление в брак требует определенной степени физической, психической, социальной зрелости, наступления у лиц гражданской дееспособности в полном объеме. СК не устанавливает ограничений предельного возраста вступления в брак, а также разницу в возрасте между будущими супругами. В соответствии с СК в России установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст – 18 лет. При наличии уважительных причин (фактические брачные отношения, призыв жениха на военную службу) органы местного самоуправления (глава администрации) по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц (письменному заявлению) разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом исключительных обстоятельств (беременность несовершеннолетней, рождение ею ребенка) несовершеннолетних лиц до достижения возраста 16 лет. Несовершеннолетние лица, зарегистрировавшие брак, приобретают полную гражданскую (имущественную) дееспособность, что предоставляет им все имущественные права и возможность заниматься предпринимательской деятельностью без ограничений.
Препятствия к заключению брака – это юридические факты, при наличии которых брак не может быть зарегистрирован, а в случае его заключения является неправомерным и может быть в последующем признан недействительным в судебном порядке. К обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся: наличие другого зарегистрированного брака; наличие близкого родства у будущих супругов (родители и дети; дедушки, бабушки и внуки; братья и сестры); наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак; недееспособность одного из вступающих в брак.
Источники семейного права
Правовыми источниками признаются формы отражения норм права. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство в семейной сфере находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ , что установлено и в пункте 1 статьи 3 Семейного кодекса РФ.
Законодательство в семейной сфере включает в себя Семейный кодекс РФ, иное федеральное законодательство, которое принимается согласно СК РФ, а также законы субъектов Российской Федерации. С учетом основополагающей роли Конституции РФ в системе права РФ все принимаемые в государстве законы и другие правовые акты, в т. ч. и по вопросам, связанным с регулированием отношений семейно-брачного характера, не должны противоречить нормам Конституции РФ.
Основным источником семейно-правовых отношений являются Семейный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ призван регулировать личные неимущественные, наследственные и другие отношения в обществе.
Также к источникам семейного права следует отнести и принимаемые согласно Семейному кодексу РФ иные федеральные законы. К примеру, ФЗ «Об опеке и попечительстве».
К источникам семейного права также следует отнести и законы субъектов Российской Федерации. Данные законы призваны регулировать отношения по вопросам, непосредственным образом отнесенные Семейным кодексом РФ к ведению субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты и по вопросам, которые непосредственно не урегулированы в Семейной кодексе РФ, в особенности, в части развития и дополнения субъектами Российской Федерации, а также органами местного самоуправления представленных семье социальных льгот и гарантий.
Однако в любом случае данные законы не должны противоречить Семейному кодексу РФ (пункт 2 статьи 3 Семейного кодекса РФ) и другим федеральным законом: в случае обнаружения противоречия между ними должен применяться Семейный кодекс РФ либо федеральный закон.
Основные понятия семейного права.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.
Семейные правоотношения – вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.
Брак – регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.
Брачный договор (или брачный контракт) – соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор – официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Право. Понятие и признаки права.
Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т. д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.
Трудовое право – одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения (т. е. все отношения по труду на производстве) и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение, сочетая интересы субъектов трудового права и всего общества, государства.
Предметом трудового права являются следующие общественные отношения, связанные с трудом на производстве:
– отношения по содействию занятости и трудоустройству у данного работодателя;
– трудовые отношения работника с работодателем по использованию и условиям его труда. Основной предмет трудовых отношений – работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации. Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично работу в общем процессе труда на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя;
– отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;
– отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и социально-партнерских соглашений;
– отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
– отношения надзорных и контрольных органов с работодателем, администрацией производства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;
– отношения по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
– отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в зависимости от того, какая сторона причинила вред:
> по материальной ответственности работодателя за вред, нанесенный работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред;
> по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя. Данные отношения возникают только у тех работников, которые нанесли ущерб или которым причинен вред. Большинство же работников их не имеют;
– отношения по разрешению индивидуальных или коллективных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудовой спор, второй стороной этих отношений является орган, решающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т. п.).
Все отношения предмета трудового права возникают у работников в связи с их трудовыми отношениями, и поэтому мы говорим, что предметом трудового права являются трудовые отношения работников производства и остальные восемь – непосредственно с ними связанные общественные отношения.
Методом трудового права называется комплекс следующих способов правового регулирования, т. е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:
– сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Указанное соотношение в настоящее время изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;
– договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;
– равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;
– участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
– специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;
– единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).
Система трудового права делится на общую и особенную части. Система науки, учебного курса трудового права состоит из тех же двух частей. В общую часть трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционно-правовые основы труда.
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам:
– институт обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения);
– институт рабочего время и время отдыха,
– институт оплаты труда, гарантийных и компенсационных выплаты,
– институт трудовой дисциплины и охраны труда и др.
Основные принципы правового регулирования труда и основные отраслевые принципы трудового права, а также основные правовые принципы организации труда идентичны и означают главные ведущие положения, отражающие суть всего трудового законодательства страны.
Глава 4 КоАП РФ закрепляет следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:
Законность и целесообразность применения административного наказания. Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение наказания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.
Наказание может быть назначено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать наказания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер наказания в рамках предоставленных ему полномочий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного наказание, то должен направить дело в суд.
Важнейший принцип применения административных наказаний – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются:
– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
– повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок;
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
– совершение административного правонарушения группой лиц;
– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Давность привлечения к административной ответственности определяет сроки, после истечения которых исключается возможность назначения административного наказания. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к административной ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения, что обусловлено тем, что длящимся административным правонарушениям присущ непрерывный характер их совершения во времени.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
За нарушение законодательства РФ о внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении – по истечении одного года со дня его обнаружения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию является сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.
Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. При определенных условиях наказание может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания. Однако признание лица подвергнутым административному наказанию не может повлиять на квалификацию административного правонарушения: сколько бы раз одно и то же лицо ни совершало административное правонарушение, ни одно из совершенных правонарушений не может перейти в другой юридический состав.
Течение срока погашения начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.
Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.
Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.
Место семейного права в системе российского права
Как уже говорилось, семейное право является самостоятельной отраслью российского права, выделившейся в свое время из гражданского права. Долгое время это положение не подвергалось сомнению. Наука семейного права с 1960-х до 1990-х гг. находилась в состоянии застоя. С принятием СК РФ ситуация изменилась, теория семейного права стала активно развиваться. Это коснулось, в частности, вопроса о методе семейного права и месте последнего в системе российского права. Так, М. В. Антокольской было высказано положение о том, что выделение семейного права в самостоятельную отрасль было неправомерным, поскольку семейное право имеет один и тот же предмет и метод с гражданским правом. Стало быть, семейное право, считает указанный автор, является составной частью гражданского права, т.е. является его подотраслью. Это значит, что оно должно изучаться в Особенной части гражданского права. Большинство авторов не разделяют мнения М. В. Антокольской. Однако авторский коллектив одного из учебников по гражданскому праву включил в состав Особенной части раздел «Семейное право», обосновав это тем, что оно является подотраслью гражданского права.
Понятие брака заключается в добровольном союзе мужчины и женщины, которые приняли решение создать семью. Существует два вида брака – фактический и гражданский. Но при этом законом признается только гражданский – официально зарегистрированный. Для регистрации брака существует специальная процедура.
Разберем основные требования к заключению брака.
- никто не может быть принужден к заключению брака – он основывается на добровольном, осознанном решении каждого из супругов;
- будущие супруги должны достигнуть совершеннолетия (в некоторых случаях разрешается вступать в брак лицам младше 18 лет, например, при беременности супруги, либо необходимости для супруга прохождения срочной службы в армии);
- существует срок после подачи будущими супругами заявления в орган ЗАГС – 1 месяц, по истечении которого происходит регистрация брака;
- данные о регистрации брака заносятся в специальный документ – в книгу актов гражданского состояния, и другие документы, удостоверяющие личность, супруги получают свидетельство о браке;
Права в Семейном Кодексе
Так как в Российской Федерации брак — это светский гражданский акт, не имеющий отношения к вероисповеданию, традициям и обычаям, которые законодательством не регламентируется, в Семейном Кодексе чётко указываются как права, так и обязанности всех возможных участников семейных правоотношений.
Права делятся по типу родства и нередко пересекаются между собой как в позитивном, так и в негативном, приводящем к конфликтам ключе:
- брачные права (обязанности супругов друг перед другом, имущественные права в браке, право на материнство/отцовство);
- права родителя (право воспитания, общения с ребёнком, участия в его жизни, право получать от ребёнка материальную поддержку в старости);
- права ребёнка (право на обеспечение со стороны родителя, уважение собственной личности, право выбора);
Понятие семейного законодательства
Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.
При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.
Консультация юриста по разделу имущества юридической группы»МИП» выиграет семейное дело с гарантией результата!
Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:
- изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
- отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.
Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.
Конкретное лицо вправе решать, каким способом оно желает (или не желает) защищать свои семейные права. Если супруги разведены, проживающий совместно с ребенком родитель вправе требовать алименты от второго родителя, но может отказаться воспользоваться этим правом, если отказ не ущемляет интересы ребенка.
Гражданин вправе реализовывать свои права, предусмотренные семейным законодательством, только в соответствии с их изначальным предназначением. Целью должно выступать укрепление семьи, обеспечение потребностей несовершеннолетнего, формирование благоприятных обстоятельств для гармоничной и полноценной жизни как родителей, так и детей. Каждый вправе выбирать, как именно защищать семейные права — неюрисдикционным (социальными методами, путем самозащиты) или юрисдикционным способом (привлечением к административной ответственности, обращением в суд).
Естественно, для регулирования отношений должны были быть созданы специальные инструменты. И они есть. Вся эта сфера контролируется при помощи нормативных актов и институтов, которые закреплены в Семейном Кодексе нашего государства. Он разделен на главы, в которых подробно описаны 170 статей. Кодекс имеет такие главы:
- Общие положения.
- Заключение и прекращение или расторжение брака.
- Права и обязанности родителей и детей.
- Права и обязанности людей, вступивших в брак.
- Формы воспитания тех детей, которые лишились родительского попечения.
- Обязательства выплаты алиментов членами семьи.
- Применение законодательства к правоотношениям, в которых участие принимают иностранцы или лица без гражданства.
- Заключительные положения.
Понятие семейного права, предмет, метод, система – все содержится в этом Кодексе. Благодаря законодательным актам специальные государственные органы могут осуществлять контроль в представленной сфере.
Отношения, регламентируемые семейным законодательством
Отношения, которые регулирует семейное законодательство, — это моменты взаимодействия между членами семьи по поводу заключения или расторжения брака, а также по другим вопросам имущественного и неимущественного характера, возникающим в рассматриваемой ячейке общества.
В состав семьи могут входить муж, жена, дети, бабушки, дедушки, сестры, братья и другие родственники, а также опекуны и попечители, усыновители, приемные родители и подопечные.
Семейное право регламентирует и отношения, возникающие не в семье, а просто образующиеся на основании родства, брака, который был расторгнут, или других предусмотренных законом оснований. Так, например, жена имеет право после развода получать алименты от бывшего супруга в определенных оговоренных законом случаях.
1.Общие положения. Отношения, регулируемые семейным законодательством
2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака
3. Права и обязанности супругов
4. Правоотношения родителей и детей