Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова сумма отчислений и взносов за ОСМС в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Так, работодатели платят за работников 3% от размера заработной платы. Однако облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (700 000 тенге), то есть максимально возможное отчисление работодателя составит 21 000 тенге в месяц.
Как производятся уплата и исчисление
Расчет социального налога производится следующим образом:
налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект
Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».
Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.
Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.
Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.
Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?
Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.
Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.
Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.
Государственные базовые соцпособия по инвалидности: категория льготников и новые суммы выплат
Данный вид соцвыплат (далее по тексту сокращенно — ГБСП) предусмотрен гражданам с инвалидностью, постоянно проживающим в Республике Казахстан. По сути, главным основанием для их назначения является наличие казахской прописки и подтверждение факта установления инвалидности. Размер данного вида соцпособий зависит от группы инвалидности, категории льготника.
Основные категории льготников |
Группа инвалидности |
Размер ГБСП с 01.01.2023 (тенге) |
Инвалиды общего заболевания |
Первая | 57021 |
Вторая | 45438 | |
Третья | 30886 | |
Военнослужащие—срочники,
ликвидаторы последствий радиационных, техногенных и тому подобных катастроф, которым установлена инвалидность |
Первая | 83452 |
Вторая | 71276 | |
Третья | 59693 | |
Военные (кроме срочников), сотрудники силовых структур, которые получили инвалидность при исполнении | Первая | 102162 |
Вторая | 78700 | |
Третья | 59693 | |
Дети с ограниченными возможностями до 16 л. | — | 41578 |
Дети с инвалидностью от 16 до 18 л., в том числе с детства | Первая | 57021 |
Вторая | 47220 | |
Третья | 35638 |
Размер ГБСП определяется применительно к действующему прожиточному минимуму. Как было отмечено выше, величина ПМ на 2023 год равна 29698 тенге. Примечательно, по сравнению с предыдущим 2018 годом суммы ГБСП заметно увеличились.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Установленные пенсионные выплаты по линии ЕНПФ инвалиду 2 гр. отчисляются поквартально. Можно ли изменить данный порядок начислений в 2023 году на помесячные выплаты? Заявление об их назначении подавалось в декабре 2017 года.
Можно. Если человек оформил выплату по линии ЕНПФ до 1 января 2018 г., то он может изменить: график отчислений, а также их размер и периодичность. Но при условии, что сумма ПВЕ за год не превышает 30—кратный размер МП. Т. е. в рассматриваемой ситуации необходимо соответствовать всем требованиям, обозначенным п. 3 разд. «Общие положения» Правил.
Следует иметь в виду, что если сумма накоплений окажется меньше 30—кратного размера МП на текущий год, то получатель вправе забрать ее сразу. Для внесения любых изменений ему следует обращаться к ЕНПФ.
Вопрос №2: Как изменился размер спецпособий, предоставляемых по Спискам № №1 и 2?
В связи с изменением МРП их суммы увеличились и на 2023 г. составляют: 23786 тенге (для первого списка) и, ответственно 21160 тенге (для второго).
Статус «ИП» или «самозанятые» в Казахстане, что лучше?
В принципе, в предыдущем разделе мы и ответили на этот вопрос. Условия в статусе «Самозанятый» специально сделаны так, чтобы были не выгодны для ведения бизнеса. Чтобы не было желания сменить ИП на статус «самозанятого». Либо не могли конкурировать с малым бизнесом.
-
вы не можете торговать на рынке, в ТЦ, арендовать коммерческое помещение, открывать точку, магазин. Только у себя на дому или на дому у частного лица;
-
вы не можете оказывать услуги, продавать товар юридическим лицам. Только частным лицам;
-
не имеете право нанимать работников, работаете только сами;
-
нельзя продавать абы-какие товары – только продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нельзя производить и продавать товары, какие вздумается – только производить и продавать продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нет возможности выставить счета, заключить договор, представить юридические документы и т.п. – этого в режиме «самозанятых» нет. Данный режим не предусматривает регистрацию и представление налоговой отчетности.
-
вы платите мизерный налог и социальные выплаты. Из-за этого нет возможности получать кредит, иметь хорошие пенсионные накопления, рассчитывать на хорошие социальные выплаты в случае беременности и родов, потери трудоспособности и т.п.
Ну а далее, когда нужно будет масштабировать бизнес, нанимать работников, выходить на другие рынки, товары, услуги – тогда можно будет получить статус ИП или ТОО.
ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.
Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.
Как получить медицинскую помощь в рамках осуществляемых взносов
Норма по введению обязательных отчислений на медицинское страхование позволит обращаться за врачебной консультацией или получать лечение в любой момент, без необходимости оплачивать стоимость услуг по прейскуранту. Для получения медицинской помощи владельцу медстраховки в Казахстане необходимо пройти особую процедуру.
Первый шаг к получению медобслуживания в рамках ОСМС состоит из прикрепления к выбранному медицинскому учреждению. Государство никак не ограничивает застрахованного в выборе. Теоретически он может прикрепиться к любой выбранной поликлинике, независимо от места регистрации и проживания. Но есть определенные подводные камни, которые стоит учитывать. При выборе медучреждения, которое находится далеко от адреса постоянного проживания, вызвать на дом врача не получиться. Такому пациенту придется самому приходить на прием, даже в тяжелом состоянии.
Для регистрации в больнице пациенту потребуется:
- Предоставить паспорт;
- Заполнить бланк заявления для постановки на учет.
Выбранная организация может меняться на другую, более удобную и комфортную для пациента.
Что входит в услуги по ОСМС
Введение обязательного страхования не отменяет базового пакета бесплатных услуг, которые предоставляются населению и сегодня.
Фактически вся медпомощь будет подразделяться на два раздела:
- Базовый – это гарантированный объем услуг, который может получить каждый человек бесплатно. Получить обследование и лечение в рамках базовых условий могут только граждане РК и оралманы;
- Обязательная социальная медстраховка – в нее входят услуги, не являющиеся изначально бесплатными. Стоимость их получения компенсируется из соцфонда, но только на тех людей, которые являются плательщиками взносов.
В базовый бесплатный пакет включены следующие услуги:
- Включенные в перечень социально значимых заболеваний;
- Болезни, представляющие опасность для окружающих;
- Срочная доставка больных к месту лечения при помощи специализированного транспорта, в том числе и санавиации;
- Скорая помощь;
- Прививки, входящие в базовую систему профилактики.
В рамках ОСМС предоставляются следующие услуги:
- Обследование и прием в поликлиниках;
- Диагностика и лабораторные исследования;
- Стационарное лечение и нахождение в больницах на дневном пребывании;
- Сестринский уход;
- Реабилитационные;
- Паллиативная помощь.
В рамках услуг пациенты получают доступ ко всем высокотехнологичным инструментам обследования и лечения.
Добро пожаловать на портал Ирис!
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.
Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:
- специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
- работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Первый микрокредит без переплат!
Сумма: до 130 000 тенге.
-
Как избавиться от долгов
-
Карты рассрочки – в чем выгода
-
Как научиться экономить и вести семейный бюджет
-
Страхование имущества
-
Как лучше платить – карточкой или наличными
-
Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки
-
5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома
-
Ипотека по программе «7-20-25»
-
Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита
-
Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат
-
Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?
-
Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата
-
Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?
-
Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение
-
Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст
-
Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить
-
Налог на имущество физических и юридических лиц
-
Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы
-
Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка
-
Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане
-
Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане
-
Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно
-
Как защититься от коллекторов в Казахстане
-
Как получить квартиру от государства в Казахстане
-
Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане
-
Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты
-
Кредитная история: как узнать и очистить плохую?
-
Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи
Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.
Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.
Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.
В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.
Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.
Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:
- юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
- индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;
Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).
По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.
Плательщиками социального налога не являются:
- Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
- Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
- ИП, работающие на основе патента.
Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.
Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.
От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.
Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.
- В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
- Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
- По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
- Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.
По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.
Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.
Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.
По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.
Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.
Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).
Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
- сегодня
- неделя
- месяц
Пособие по потере кормильца
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Сейчас действуют такие размеры пособий:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
- при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.
Перенос 90% корректировки по ИПН в уменьшение облагаемого дохода
Это еще одно ожидаемое изменение, которое проходило в проекте закона «О внесении изменений по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», но так и не было принято в 2020 году.
Законом РК № 382-VI изменение по переносу 90% корректировки в уменьшение облагаемого дохода принято с вступлением в силу с 2021 года.
Текущая редакция НК РК
Планируемая редакция НК РК на 2021 год
1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):
49) облагаемый доход работника – в размере 90 % от суммы такого дохода, определенного без учета корректировки, предусмотренной настоящим подпунктом.
Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер МРП. ;
1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):
Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты
Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты
1-1. Сумма облагаемого дохода работника, определенная пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на 90 процентов если начисленный доход работника за налоговый период не превышает 25-кратный размер МРП
Давайте разберемся подробнее, на что влияет перенос 90% корректировки по ИПН из статьи 341 НК РК в уменьшение облагаемого дохода по статье 353 НК РК.
Второй аспект данного изменения – меняется техника определения 90% уменьшения.
В типовых решениях при обновлении на релизы, содержащие «новогодние» изменения, с 01.01.2021 года 90% уменьшение облагаемого дохода применяется только при расчете ИПН. Никакие дополнительные настройки для этого выполнять не требуется.
Статья 29. Статус фонда
Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.
Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда
1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.
2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:
1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:
образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;
2) для главного бухгалтера:
образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);
не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.
3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:
1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
2) не имеющее безупречной деловой репутации.
Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;
3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;
4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Статья 31. Деятельность фонда
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.
Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.
Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.
Фонд осуществляет следующие виды деятельности:
1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;
2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.
В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 32. Права и обязанности фонда
1. Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;
Статья 37. Разрешение споров
Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 39. Переходные положения
1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.
Что такое «порог достаточности»
В соответствии с законодательством Казахстана вкладчики ЕНПФ могут снимать часть пенсионных накоплений ещё до того, как начнут получать пенсии. Но основное назначение пенсий сохраняется — накопленные средства должны обеспечить доход на уровне минимальной пенсии. Исходя из этого государственные органы разработали и утвердили порог минимальной достаточности накоплений на пенсию. Например, с первого апреля 2022 года «порог достаточности» для 20 летних граждан РК — 3,1 млн тенге; 30 летних — 4,7 млн тенге, 50 летних — 7,4 млн тенге и т. д.
«Порог достаточности» одинаковый как для мужчин, так и женщин и рассчитывается он для всех граждан, начиная с 20 летнего возраста. Цифра не фиксированная (кстати, по сравнению с 2021 годом «порог достаточности» увеличился почти в два раза) и для новых получателей её будут пересчитывать. При расчётах обращают внимание на размер минимальных выплат доходность и инфляцию.
Минимальная государственная базовая пенсия
Базовая государственная пенсия выплачивается всем без исключения казахстанцам, достигшим пенсионного возраста. В 2023 году она будет составлять 21 907 тенге — повысится на 1 716 тенге или на 8,5%.
Примечательно, что за последние 9 лет показатель вырос в 2,5 раза. В среднем он увеличивался на 10% ежегодно. Самое резкое повышение было зафиксировано в 2018 году — сразу на 20% по отношению к предшествующему году.
Также в 2023 году будет проиндексирована минимальная пенсия. Она вырастет на 5 044 тенге и составит 53 076 тенге.
Пенсии по возрасту и за выслугу лет будут проиндексированы на 10,5%. А средний размер пенсии в республике достигнет 119 460 тенге.
Похожие записи: