Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 292 УК РФ. Служебный подлог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное, что нужно знать о служебном подлоге — такие действия являются преступлением, т.е. ответственность за них предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Статья 292 УК РФ содержит две части — первая посвящена «простому» служебному подлогу, вторая — аналогичному деянию, но повлекшему за собой существенное нарушение прав и законных интересов (независимо от того, чьи права были нарушены — человека или группы людей, юридического лица, охраняемых законодательством интересов государства или общества).
Как выявить подделку, признаки подлога
Чтобы распознать фальсификацию доказательств, не нужно иметь каких-то особых познаний в сфере юриспруденции. Участнику дела достаточно вникнуть в доказательную базу по делу и поговорить с участниками процесса, чтобы выявить подлог. Иногда для определения подделки можно пойти на хитрость. Некоторые адвокаты при изучении материалов дела ставят на особо важных листах отметки, о которых знают только они. Если из дела пропадает какой-то лист, это дает повод для подачи заявления о фальсификации.И если в уголовном праве распознать фальсификацию доказательств проще, в арбитраже или гражданских вопросах сделать это труднее. Лучший метод — втереться в доверие к клиенту и дать разъяснения по делу. Кроме того, существует ряд признаков, по которым можно распознать подлог:
- В доказательствах имеются явные противоречия.
- У доказательной базы отсутствуют другие подтверждения. К примеру, информация о тех или иных финансовых действия не подтверждена данными бухотчетности.
- «Странное» поведение оппонента при передаче доказательств. Информация выдается суду не сразу, а через какое-то время после начала процесса. Сфальсифицированные доказательства часто появляются ниоткуда в ответ на какие-то требования оппонента.
- Имеются сомнения в возможностях субъекта вести определенные гражданско-правовые взаимоотношения. К примеру, обычный человек дает кредит компании размером в несколько миллионов долларов.
Вне зависимости от типа фальсификации важно провести проверки. К примеру, подлог подписи трудно определить без привлечения эксперта. Но здесь главное не особенности экспертизы, а сам факт подделки доказательств. Появление подозрений, как правило, позволяет быстро вывести злоумышленников на «чистую воду», исключив «лишние» доказательства из дела.
Тонкости подачи заявления
В ГПК РФ прописан четкий порядок составления и подачи бумаг для рассмотрения судебным органом. Это касается и заявления с указанием факта фальсификации доказательств. Так, по требованиям законодательства такое ходатайство подается письменно (АПК РФ, статья 161). Интересно, что в ГПК РФ специальных требований, касающихся формы документа, не предусмотрено.У заявления, оформленного в письменном виде, имеется большой минус. Такой документ требует затрат времени на рассмотрение, поэтому вовремя определить фальсификацию доказательств и исключить их из дела не всегда получается. Более того, для подачи ходатайства о наличии подлога у составителя должна быть полная доказательная база.Вот почему в разъяснении ВАС РФ рассмотрена возможность подачи заявления о подлоге в устной форме с последующим отражением заявления в протоколе. При этом заявитель уведомляется о необходимости подкрепления своих слов ходатайством. Главное преимущество в том, что информация сразу фиксируется судом и позволяет исключить из дела сфальсифицированные доказательства.
Основания уголовно-правового запрета служебного подлога
Исследуя основания уголовно-правового запрета служебного подлога было бы целесообразно обратиться к историческому аспекту развития данного преступления. Однако ретроспективный анализ законодательства об уголовной ответственности за служебный (должностной) подлог настолько тщательно и глубоко проведен теоретиками3, что автор настоящей работы не ставит перед собой такой исследовательской задачи. Обращение к имеющемуся в доктрине ретроспективному обзору законодательства об уголовной ответственности за подлог по службе позволяет утверждать, что установление уголовно-правового запрет данного преступления является в России исторически сложившейся традицией. Бесспорно, на протяжении нескольких веков регламентация ответственности за это преступление не раз претерпевала трансформацию, тем не менее сущность, сердцевина служебного подлога как преступления сохранилась.
Однако выявленная тенденция отнюдь не означает, что столь длительная апробация уголовно-правового запрета служебного подлога сама по себе свидетельствует о социально-правовой обусловленности данного института, которая не может быть подвергнута сомнению.
При всем многообразии проблем, существующих в уголовном законодательстве, некоторые из них являются наиболее важными и актуальными «на века». К числу таких относится вопрос криминализации деяния, под ко- торой специалисты понимают «процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых»4.
Определить в уголовном законе деяние в качестве общественно опасного, виновного и наказуемого — значит криминализовать его и соответственно под декриминализацией деяния понимается обратный процесс. Эти процессы теоретически разрабатываются учеными давно и активно. Однако они не теряют своей злободневности. Завершению дискуссий теоретиков по поводу того, что именно, каким образом и почему закон относит к числу преступлений, может способствовать четко сформулированный в науке уголовного права перечень оснований (критериев, факторов) криминализации деяний. «По своему характеру основания криминализации могут быть достаточно разнородны, однако необходимо иметь в виду, что ни общественная опасность деяния, ни его распространенность, ни требования общественного мнения сами по себе не могут обосновать правомерность уголовно-правовой новеллы. Необходимо, чтобы планируемая новелла соответствовала требованиям всей системы принципов» .
Изучение теоретических источников показывает, что в качестве инструментария при анализе обусловленности уголовно-правового запрета выступают следующие сформулированные в науке уголовного права основания (критерии, факторы) криминализации деяний: — общественная опасность деяния; — степень распространенности деяния; — преобладание положительных последствий криминализации над от рицательными; . — соответствие запрета нормам Конституции РФ, международнсго права; — согласованность запрета с нравственными нормами; — возможность практического применения запрета; — неэффективность противодействия деянию иными правовыми средствами .
Попытаемся с помощью некоторых из этих оснований (критериев, факторов) «взвесить» социально-правовую обусловленность криминализации в отечественном уголовном законе служебного подлога.
В качестве фундаментального основания криминализации обычно выделяют общественную опасность совершенного деяния, как законодательно закрепленный признак преступления. Под общественной опасностью принято понимать опасность для существующей в данном обществе системы общественных отношений, иными словами, вред, который преступление причиняет или может им причинить.
«Общественная опасность является материальным признаком, внутренним свойством преступления, раскрывающим его социальную сущность», — считает П.А.Фефелов7. Не утратила своей справедливости и оценка общественной опасности, данная еще три десятилетия назад Ю.И. Ляпуновым: «Общественная опасность — это определенное объективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда [ущерба) … общественным отношениям, поставленным под охрану закона» .
Сознательно не останавливаясь на самой дефиниции общественной опасности, достаточно подробно рассмотренной в любом курсе уголовного права и во многих работах современных ученых , отметим лишь, что нельзя просто полагаться на так называемую очевидность общественной опасности. Она, являясь главным условием криминализации любого деяния, должна быть глубоко исследована.
Так как для каждого преступления характерна своя специфика, общественная опасность преступных посягательств исследуемого нами состава преступления имеет свои особенности и заключается в том, что поддельный официальный документ, искажая действительные события, факты, данные о личности, пускается в обращение между гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления. Поддельный официальный документ не позволяет юридическим лицам, органам государственной власти или местного самоуправления власти судить о действительных правах и интересах граждан, приводят к принятию неправильных решений. Подделкой вред может быть причинен правам и интересам граждан, органам государственной власти, местного самоуправления или юридическим лицам.
Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 2)
В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).
Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.
Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.
При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.
Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.
СП может быть представлен такими деяниями.
Вид | Описание |
Интеллектуальный подлог | Преступление, когда в официальный документ вносят ложную информацию, заведомо не соответствующую реальным событиям и фактам, тем самым нарушая его подлинность и оригинальность. Тоже самое касается обозначения неправильных реквизитов (вписание даты, не имеющей привязки к фактическому дню регистрации документа и проставление поддельной росписи). |
Материальный подлог | Корректировка официальных бумаг, изменяющая его настоящую суть. Такие изменения могут касаться частичного удаления данных, из-за чего может измениться смысл всех заключённых в документе сведений. Способами изменения могут служить дописание подлинного текста, его подчистка, заверение другим числом, выведение надписей и прочее. |
Подделка документа может быть как частичной (внесение изменений посредством подчисток, дописок, допечаток и т.п. в подлинный документ), так и полной (создание полностью подложного документа).
В Уголовном кодексе российской Федерации прямо предусматривается наказуемость следующих видов подлога документов:
— фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142);
— изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);
— изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт или иных платежных документов (ст. 187);
— подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);
— служебный подлог (ст. 292);
— фальсификация доказательств (ст. 303);
— подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327).
В ходе систематических плановых проверок большую часть нарушителей российского законодательства задержали участковые уполномоченные полиции районных ОМВД и сотрудники ДПС ГИБДД УВД по СЗАО.
Среди задержанных тридцать шесть человек – граждане иностранных государств. Больше всего задержано на территории районов Южное Тушино, Строгино и Хорошево-Мневники.
В основном подделывались водительские удостоверения, медицинские книжки, национальные паспорта и больничные листы.
По всем случаям отделениями дознания районных ОМВД России УВД по СЗАО возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ «Использование заведомо подложного документа». В отношении задержанных приняты мера пресечения в порядке законодательства РФ.
Отграничение от смежных преступлений
Деяние служебного подлога достаточно близко, к такому преступлению как получение взятки, так как зачастую оно выполняется за предоставление определённой платы.
Известны случаи, когда следственные работы заходили в тупик, путая квалификацию этих преступлений.
В частности, одному из служащих было вменено наказание за подлог вследствие судебного разбирательства, хотя в ходе следственных мероприятий оно характеризовалось как получение взятки.
Наиболее тесно совпадают по уголовно-правовым характеристикам, преступления служебного подлога и фальсификации доказательств.
Эти преступления различаются по субъекту, так как фальсификация доказательств исходит от специального уполномоченного лица (следователя), а также по характеру документов, которые в случае фальсификации доказательств, имеют более узкие и специализированные характеристики, придающие им статус доказательной базы.
Рекомендации по методике расследования
Методика расследования дел о подлоге имеет свои отличительные особенности. Ответственность за служебный подлог наступает в соответствии с санкционной частью ст. 292 УК РФ. Правильно квалифицированный случай должен отвечать требованиям уголовно правовой характеристики служебного подлога:
- соответствия деяния составу преступления по ст. 292 УК РФ;
- обвиняемое лицо может нести уголовную ответственность;
- предмет подлога относится к служебному документообороту;
- установлен факт наличия умысла и вины.
Для работы правоохранительных служб разработана методика расследования преступлений в сфере деятельности должностных лиц. При расследовании стоит придерживаться такого алгоритма действий:
- Установление совершения подлога. Произойти данный факт может в любой момент. Например, в ходе проведения следствия по другому делу, работая со служебными документами, не связанными напрямую с этим преступлением.
- Произвести выемку документации для последующего возбуждения уголовного дела. Выемка производится в отношении документов, которые подтверждают действительную информацию и фальсифицированную.
- Если замечены визуальные следы исправления данных в документах, то назначается экспертиза. Экспертиза может быть назначена и в случае наличия подозрений на фальсификацию.
- Обязательным пунктом методика расследования выделяет допрос подозреваемых лиц и опрос свидетелей для установления обстоятельств, предшествовавших служебному подлогу. Комментарии сослуживцев обвиняемого могут способствовать становлению мотива совершения подлога.
- Установление действительности иной служебной документации, которая была в доступе виновного лица.
- Определение юридических последствий действий виновного чиновника.
Приговор суда по ст. 292 УК РФ № 1-100/2017 / Служебный подлог
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования
27 апреля 2021 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Медведева А.Б.
с участием: государственного обвинителя помощника прокурора Уфимского района РБ Степанова А.Ю.;
подсудимого Шайхуллина С.Х., его защитника в лице адвоката Иткулова Ю.Р.;
представителя потерпевшего З.Э.И.;
при секретаре Якуповой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Шайхуллина С.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , проживающего по адресу: , гражданина ; , не судимого
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285, ст. 292 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Шайхуллин С.Х. обвиняется злоупотреблении должностными полномочиями – использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное главой органа местного самоуправления, а так же в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, при следующих обстоятельствах.
Шайхуллин С.Х. избранный протоколом ведения первого организационного заседания Совета представительного органа местного самоуправления Николаевский сельсовет () № б/н от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Николаевский сельсовет, являясь в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 154-ФЗ от 12.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Николаевского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан, принятого ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета муниципального образования Николаевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, высшим должностным лицом муниципального образования, главой органа местного самоуправления, то есть должностным лицом, наделенным всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, постоянно осуществляющим функции представителя власти, выполняющим организационно-распорядительные функции, связанные с руководством трудовым коллективом органа местного самоуправления, с осуществлением полномочий по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а также административно-хозяйственные функции, выражающиеся в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами муниципального образования — сельского поселения Николаевский сельсовет, совершил злоупотребление должностными полномочиями, вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а так же служебный подлог при следующих обстоятельствах.
Так, Шайхуллин С.Х., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете, расположенном в здании администрации сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по адресу: , используя свое служебное положение вопреки интересам службы, в соответствии с которым к его компетенции отнесена подготовка документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, умышленно, из корыстных побуждений, изготовил постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся официальным документом, в которое внес заведомо ложные сведения о якобы выделении вышеуказанной датой Б (Д) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка на территории в размере га для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, которое лично подписав, заверил печатью администрации муниципального образования Николаевского сельсовета Уфимского района РБ.
При этом изготовленное Шайхуллиным С.Х. постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.ст. 2, 26, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 17, 18, 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обладая соответствующей формой и реквизитами, удостоверяет определенные факты и события, имеющие юридическое значение, определяет правовой статус земельного участка и правомочия относительно него, а также является основанием для государственной регистрации права собственности Б (Д) Е.А. на вышеуказанный находящийся в муниципальной собственности земельный участок, которые ей не принадлежал.
В последующем Б (Д) Е.А. на основании данного постановления, предоставленного в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о государственной регистрации права собственности, тем самым получена юридически закрепленная возможность вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным.
В результате преступных действий Шайхуллина С.Х. муниципальному бюджету, в лице сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан причинен материальный ущерб в размере рублей, а так же нарушен установленный Земельным кодексом Российской Федерации порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, и были созданы условия для незаконного изъятия из государственной собственности вышеуказанного земельного участка, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан – неопределенного круга лиц из числа жителей Уфимского района Республики Башкортостан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение в пользование земельного участка, закрепленное ст.ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выраженных в распределении участков земли между гражданами и закрепление за ними отдельных прав на данные земельные участки в соответствии с действующим земельным законодательством, при обеспечении прав собственника земли – государства, и охраняемых законом интересов общества и государства в виде подрыва авторитета органов местного самоуправления, органах государственной власти, призванных в соответствии с действующим законодательством обеспечивать соблюдение данных норм.
Он же, Шайхуллин С.Х. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте в служебном кабинете, расположенном в здании администрации сельского поселения Николаевский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, по адресу: , используя свое служебное положение вопреки интересам службы, в соответствии с которым к его компетенции отнесена подготовка документов, подтверждающих право владения и пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, умышленно, из корыстных побуждений, изготовил постановление главы администрации Николаевского сельсовета Уфимского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся официальным документом, в которое внес заведомо ложные сведения о якобы выделении вышеуказанной датой Б (Д) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка на территории Николаевского сельсовета Уфимского района РБ в в размере га для строительства индивидуального жилого дома, находящегося в муниципальной собственности, которое лично подписав, заверил печатью администрации муниципального образования Николаевского сельсовета Уфимского района РБ.
Что ещё необходимо знать о служебном подлоге
Законы и статьи не могут всецело определять ход человеческой жизни, поэтому из многих правил бывают существенные исключения. Бывает и такое, что человек совершает деяние под давлением внешних обстоятельств и/или во избежание более опасных последствий. Говоря кратко – действует по крайней необходимости. В этом случае, лицо, совершившее деяние не обвинят.
Уголовная система РФ эволюционирует. Ссылаясь на масштабный и подробный комментарий Лебедева к УК РФ, без которого сегодня не обходится ни один курсовой проект по праву, можно выделить, что УК РФ преследует многие общечеловеческие принципы, поэтому должен стремиться к справедливости, а не к сухому соблюдению законодательных документов.
Одним из примеров соблюдения этих принципов служит тот факт, что должностные лица должны обладать определёнными полномочиями, чтобы быть ответственными за преступление. В любой сфере, будь то медицина, государственная служба или любая другая сфера, где незаконный подлог может навредить должно быть лицо, попадающее под ответственность по этой статье. Каждый год выходит новый комментарий по этой теме или исправления и дополнения к самому Уголовному кодексу. За этим нужно следить, чтобы оставаться в курсе.
Что такое служебный подлог?
Если вы занимаете высокую должность или ваша работа связана с какими-либо ресурсами (например, деньгами), велика вероятность того, что у вас возникнет соблазн использовать свое положение в личных целях.
Как правило, для получения выгоды приходится составлять содержащие недостоверные сведения документы или вносить изменения в уже существующие. Конечно, вы можете убеждать себя, что в ваших действиях нет ничего криминального, однако закон так не считает.
У подобных «инициатив» есть вполне конкретное название — служебный подлог (СП).
Если вас обвиняют в служебном подлоге, рекомендуем заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалист защитит ваши права и сделает все возможное для смягчения наказания.
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 4 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Почему стоит обратиться к адвокату заранее
Должностные преступления, к которым относится и служебный подлог, с каждым годом расследуются всё более тщательно. Поэтому любое подозрение о возможном возбуждении уголовного дела должно стать поводом для обращения за юридической помощью. Адвокат по 292 УК РФ проанализирует ситуацию и даст рекомендации по дальнейшим действиям. Компетентный специалист особенно важен, когда опасения попасть под внимание со стороны правоохранительных органов носят обоснованный характер.
Грамотная работа адвоката позволит избежать уголовного наказания, либо добиться самого минимального, а также сохранит душевное спокойствие на всем протяжении длительного общения с сотрудниками правоохранительных структур. Важно помнить, чем раньше адвокат начнет оказывать помощь, тем больше шансов на успешный исход дела, каким бы он ни было безнадежным.
Независимо от того, что именно сделал госслужащий (внес правки или с нуля составил подложную бумагу), ему грозит:
- штраф до 80 тыс. руб. или конфискация дохода за период до полугода;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные или принудительные работы до 2 лет;
- арест до 6 месяцев;
- тюремное заключение до 2 лет.
Если деяние повлекло существенное нарушение прав и интересов физлиц, предприятий или государства, преступника накажут:
- штрафом от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка за 3 года;
- принудительными работами или лишением свободы до 4 лет.
Дополнительная санкция — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Уголовная ответственность за служебный подлог
Как и любое другое противоправное действие, подлог документов предусматривает ряд санкций виновнику. Все они прописаны в статье 292 УК РФ.
Так часть 1 этого документа предусматривает следующую уголовную ответственность за служебный подлог:
- Денежный штраф в виде 80 000 рублей. Он может быть заменен на выплату общего дохода за последние полгода. Это может быть как официальный, так и неофициальный доход. Но факт наличия последнего и его сумму еще потребуется доказать.
- Виновный может быть приговорен к работам на общий срок 48 часов. Исправительные работы проводятся в свободное от основной работы время.
- Исправительные работы могут иметь и более длительный характер – до 2-х лет. В этом случае виновный может отрабатывать наказание и по месту основной работы.
- Исправительные работы могут быть заменены на принудительные. Срок таких работ также составляет 2 года.
- При необходимости виновного могут взять под арест на срок не более 6 месяцев. Эти санкции нельзя применять к беременным женщинам, мамам, имеющим несовершеннолетних детей, к несовершеннолетним.
- В случае, если подлог был совершен в купе с другими преступлениями, что бывает нередко, к виновному могут применить и более жесткие санкции – лишить свободы на срок до 2 лет.
Вторая часть статьи 292 УК РФ предусматривает ответственность за подлог, ставший причиной нарушения прав гражданина или государства:
- Здесь также имеют место быть штрафные санкции, но их размер гораздо больше – от 100 000 рублей до 500 000 рублей. эта сумма может быть заменена на общую сумму заработка виновного за последние 1-3 года. Сюда может быть включен и неофициальный доход, но его потребуется доказать.
- Срок принудительных работ в этом случае гораздо дольше – до 4-х лет. При этом виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на протяжении 3-х лет.
- Реальное лишение свободы на срок до 4-х лет, также суд в праве запретить виновному занимать определенные должности или вести тот или иной вид деятельности.
Пример 1. Врач-терапевт, по просьбе пациентов, внес записи в их медицинские карты о наличие у них несуществующих заболеваний. В результате чего эти пациенты получили «больничные» листы. Что дало им право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Следствие доказало, что врач действовал исключительно в корыстных целях, выдав листы за определенную плату.
Суд приговорил виновного к исправительным работам на протяжении 6 месяцев с взысканием 10% от ежемесячного дохода в государственную казну.
Пример 2. Бухгалтер строительной организации попросила прораба подписать документы о том, что она была в командировке, а также подписать ведомость на выдачу ей полагающихся командировочных. Но по факту, получив деньги женщина никуда не поехала.
Что такое служебный подлог?
Служебный подлог представляет собой преступление небольшой тяжести. Оно может быть включено в другое преступление — или совмещено с ним, либо может выступать, как самостоятельное, целостное деяние.
Служебный подлог в этой статье мы будем рассматривать, как отдельное преступление.
Подлог обязательно имеет корыстное убеждение со стороны должностного лица, государственного работника, муниципального служащего. Это деяние совершается с умыслом предоставить ложную информация на бумаге и изменить реальную ситуацию, которая отражается в документах.
Так, неправомерные действия со стороны госслужащих или должностных лиц могут считаться подлогом, если они были совершены с реализацией преступного умысла в отношении официальных служебных документов.