Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по налогам с физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст.83 НК РФ в целях налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влекут применение к налогоплательщику мер ответственности согласно ст.ст.116, 117 НК РФ.
Порядок применения вступивших в законную силу решений арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов
В соответствии со ст.138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.
В соответствии со ст.127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации. Если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения, то об этом указывается в самом решении. Если арбитражный суд не устанавливает в решении порядка исполнения решения, то согласно ст.135 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента их принятия.
В соответствии со ст.ст.145, 161 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, и кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией. Согласно ст.177 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
В соответствии со ст.13 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Взыскание налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), производится за счет общего имущества товарищей.
При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2011 № 336-ФЗ)
Статья 47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
1. В случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств, налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия постановления о взыскании задолженности (далее в настоящей статье — индивидуальный предприниматель), в пределах сумм, не превышающих отрицательное сальдо единого налогового счета, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится на основании постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества (далее — постановление о взыскании задолженности), размещенного в реестре решений о взыскании задолженности.
2. Направление постановления о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю для исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Одновременно с направлением постановления о взыскании задолженности налоговый орган размещает указанное постановление в реестре решений о взыскании задолженности с указанием сведений о его отправке судебному приставу-исполнителю. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены.
3. Направление судебному приставу и размещение постановления о взыскании задолженности в реестре решений о взыскании задолженности осуществляются в течение десяти месяцев:
либо с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному постановлению при наличии отрицательного сальдо на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо с даты возникновения после размещения в реестре решений о взыскании задолженности предшествующего постановления новой суммы задолженности на едином налоговом счете в размере, превышающем 30 тысяч рублей;
либо по истечении трех лет с даты размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета, не превышающем 30 тысяч рублей.
4. Постановление о взыскании задолженности, размещенное после истечения срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Постановление о взыскании задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещается в реестре решений о взыскании задолженности одновременно с информацией о таком судебном акте, вступившем в законную силу.
5. Постановление о взыскании задолженности должно соответствовать требованиям к исполнительным документам, установленным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также содержать:
1) наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
2) дату принятия и номер решения налогового органа о взыскании задолженности;
3) идентификационный номер налогоплательщика, наименование и адрес налогоплательщика (налогового агента) — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства налогоплательщика (налогового агента) — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
4) дату выдачи указанного постановления.
6. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения соответствующего исполнительного производства.
7. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов, за исключением счетов в банках, в отношении которых направлены поручения в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Взыскание задолженности в части налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) производится за счет общего имущества товарищей.
При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
9. В случае взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента погашения задолженности в пределах сумм денежных средств, вырученных от реализации такого имущества.
10. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
11. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании задолженности в части уплаты сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Закрепив обязанность каждого платить законно установленные налоги, Конституция Российской Федерации (ст. 57) непосредственно не предусмотрела механизма ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) в виде установления правил исполнения и обеспечения обязанности по уплате налогов, форм и методов налогового контроля и др.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 08.02.2007 N 381-О-П), налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов направлены на то, чтобы, с одной стороны, гарантировать исполнение конституционной обязанности налогоплательщиками, а с другой — не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов.
С момента введения в действие НК РФ (с 01.01.1999) прошел достаточный период времени. За это время выработаны теоретический и практический подходы к порядку и срокам возможных действий со стороны налоговых органов по принудительному взысканию сумм налоговой задолженности, сформирована судебная практика. Однако в НК РФ периодически вносятся существенные изменения, которые кардинально изменяют сроки применения мер государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов.
Процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов и сроков их реализации, несоблюдение которых нарушает установленный законом порядок взыскания обязательных платежей. Что, в свою очередь, препятствует, а в ряде случаев исключает возможность осуществить взыскание налогов налоговым органом несмотря на то, что сами налоги начислены законно и обоснованно. К примеру, в Постановлении от 31.05.2010 по делу N А48-5053/2009 ФАС Центрального округа указал, что для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание задолженности.
В связи с этим вопрос о действующих сроках взыскания налога с индивидуальных предпринимателей и организаций является актуальным.
Взыскание налога во внесудебном (бесспорном) порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ.
На первом этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и его электронных денежных средств (ст. 46 НК РФ). Далее осуществляется взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ).
Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные ст. 46, 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 — 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.
Решение о взыскании налога
Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.
Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам
Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.
Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.
Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.
День получения требования зависит от способа его отправки:
- седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
- день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, требование о взыскание можно направить в судебную инстанцию общей юрисдикции в течение полугода с момента истечения срока, отведенного на исполнение ответчиком обязательств перед бюджетом.
Если в течение 3-х лет с даты окончания периода для исполнения самого первого требования об отчислении обязательных платежей, учитываемого контролирующим органом, при расчете совокупной суммы налога, взноса, сбора, штрафов, пеней, подлежащих взысканию, превысил 3 тыс. руб., исчисление срока начинается с момента, когда возникло это превышение. Если размер требований меньше 3000 руб., заявление подается в течение 6 мес. с даты истечения трехлетнего срока.
Если установленные периоды были пропущены по уважительной причине, суд может восстановить их.
Пояснения по вопросам восстановления сроков давности
Период, закрепленный ст. 48 НК, может быть пропущен по тем или иным обстоятельствам. При этом в статье закреплена возможность его восстановления по ходатайству контролирующего органа. Разъяснения по вопросам применения этой возможности неоднократно давались Высшими инстанциями.
Так, в частности, в пленарных постановлениях от 11.06.1999 ВС № 41 и ВАС № 9 указано, что судам общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество граждан, не являющихся предпринимателями, с целю погашения неисполненных перед бюджетом обязательств по уплате сборов, налогов, взносов, пеней и штрафов, необходимо тщательно проверять, не истек ли срок давности по указанным претензиям. Имеются в виду не только периоды, предусмотренные п. 3 ст. 48, но и закрепленные в п. 1 ст. 115 НК. Необходимо учитывать, что указанные сроки являются пресекательными, т. е. не подлежащими восстановлению.
В результате на практике суда отказывают контролирующим органам в удовлетворении ходатайств о восстановлении пропущенных сроков по требованиям о взыскании налогов, взносов, пеней, штрафов и сборов с физлиц. Эта позиция обуславливается стремлением установить баланс между публичными интересами и защитой прав плательщиков. Такой подход признается дополнительной гарантией для физлиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, он позволяет компенсировать упрощенный порядок приказного судопроизводства в таких делах.
Под ударом имущественные права
В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено не только на имущество, но и на имущественные права, принадлежащие должнику. Какие права попадают под удар:
– право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (то есть к дебитору). Здесь же – право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим, т. е. дебиторка;
- право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;
- право на аренду недвижимого имущества; – исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
- право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
- принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- иные принадлежащие должнику имущественные права.
При взыскании дебиторки есть два варианта развития событий: либо путем погашения дебитором своей задолженности, либо путем продажи дебиторки с торгов. Последний вариант актуален при отсутствии согласия взыскателя или неуплате дебитором задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Однако взыскивать дебиторскую задолженность можно далеко не во всех случаях.
Так, в частности, данный способ погашения задолженности перед бюджетом не применим, когда:
- срок исковой давности для ее взыскания истек;
- дебитор находится в иностранном государстве, с которым у России не заключен договор о правовой помощи;
- дебитор находится в процессе ликвидации;
- дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из ЕГРЮЛ;
- в отношении дебитора введена процедура банкротства.
Комментарий к ст. 48 НК РФ
1. Настоящая статья устанавливает правила взыскания налога, сбора или пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с настоящей статьей взыскание налога (сбора, пени, штрафов) с физического лица допустимо только в судебном порядке.
При этом налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества (денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств, иного имущества — статьи 128 — 130 ГК РФ) налогоплательщика — физического лица в случае неисполнения таким налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Что такое задолженность?
Под задолженностью понимается:
- сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
- сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
- сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).
Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.
Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.
Недоимка образована или выявлена?
Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.
Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@, утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется – «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».
Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий – по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ). Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.
Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ. Датой возникновения указанной недоимки является:
– день фактического получения налогоплательщиком денежных средств – в случае возврата налога;
– день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, – в случае зачета налога.
Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков – следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 № 57. Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 № 3147/11.
Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ, то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) – лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010).
И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.