Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ДОПОГ-2023: некоторые итоги 112-й сессии Рабочей группы WP.15». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Демонтаж дорожных знаков после окончания дорожных работ
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов, а временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ, должны быть убраны, демонтированы или демаркированы.
В пункт 14 внесены следующие изменения:
- Требования данного пункта с 1 марта 2023 года распространяются в том числе на должностных лиц, которые фактически производят работы с использованием транспортных средств на проезжей части. Ранее требование распространялось только на ответственных за производство работ.
- Добавлено требование об обозначении транспортных средств знаками и ограждающими устройствами.
- Прописана необходимость убрать временные технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметку, светофоры) после завершения работ.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.
2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.
2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.
2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.
2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.
2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).
2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:
— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;
— проведение дезактивации, дезинфекции;
— обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;
— оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.
4.2.1. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей ГОСТ 26319-84 и требованиям настоящих Правил.
4.2.2. Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы.
4.2.3. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям ГОСТ 26319-84 и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.
4.2.4. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу.
4.2.5. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.
4.2.6. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.
4.2.7. Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.
4.2.8. Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).
4.2.9. Баллоны для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
4.2.10. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%).
4.2.11. Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с разделом 14 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
4.2.12. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре. Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
4.2.13. Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества (таблица совместимости таких веществ представлена в приложении 7.14).
В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции, как выделение опасного тепла, горение, образование смесей, чувствительных к трению или ударам, выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.
При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры, как-то: применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала, размещение сосудов во второй прочной таре, подразделение сборной тары на несколько секций.
4.2.14. Если растворы перечисленных в Приложении 7.3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам; в этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.
4.2.15. Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил.
4.2.16. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Приложение 7.6) и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 (Приложение 7.8).
4.2.17. Знаки опасности наносятся:
— на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
— на бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
— на мешках — в верхней части у шва с двух сторон;
— на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.
На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах.
4.2.18. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности.
4.2.19. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.
Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).
Топливный бак следует располагать на удалении от АКБ, если обеспечить данное требование в силу конструкционных особенностей невозможно – должен быть отгорожен от аккумуляторной батареи непроницаемой перегородкой. То же требование в отношении топливного бака относится в силовой установке, электропроводке, элементам системы выхлопа. Расположение топливного бака должно обеспечивать при получении им повреждений (пробоин) утечку топлива только на дорожное полотно, без риска попадания на детали автомобиля, особенно – на транспортируемый груз повышенной опасности. Топливный бак следует оснастить защитным кожухом со стороны дорожного полотна и с боков.
Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
Правовое регулирование перевозки опасных грузов.
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ADR (ДОПОГ).
- Правовое регулирование перевозок опасных грузов в странах Таможенного союза и в Европейском союзе (особенности, нюансы).
- Правила перевозки опасных грузов автотранспортом.
- Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
- Ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Классификация опасных грузов.
- Виды опасности, классификация грузов.
- Отходы как возможные опасные грузы.
- Пользование Перечнем опасных грузов.
- Перевозочные документы.
Маркировка и знаки опасности.
- Информация о перевозке опасных грузов.
- Надписи, маркировка знаками опасности на упаковках с ОГ.
- Система информации об опасности.
Разрешительная система на перевозку опасных грузов.
Автоперевозка.
- Требования к таре, упаковке, маркировке груза и ТС, особые условия, соответствие тары для автоперевозки опасного груза (методы определения).
- Определение минимального количества опасного груза для автоперевозки обычным ТС (без разрешений, лицензий).
«Ограниченное кол-во опасного груза» / Что и в каком количестве можно перевозить (если груз составной, несколько классов опасностей в одном ТС)? - Исключенные количества
- Виды сопроводительных документов, их значение и обращение с ними.
Формы документов. - Перевозочные документы при автотранспортировке.
Регламентирующие, разрешающие документы для автоперевозки опасного груза внутри России и при международных автоперевозках (различия, нюансы).
Обязанности отправителя и получателя опасных грузов.
- Грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, водитель.
Обязанности погрузчика и упаковщика грузов. - Особые требования к погрузо-разгрузочным местам при отгрузке грузов — при разных классах опасности. Регламентирующие документы.
- Взаимодействие с органами МВД по вопросам автоперевозки опасных грузов
Требования безопасности к техническим устройствам и транспортным средствам, при автоперевозке опасных грузов.
- Требования к подвижному составу и водителям. Регламентирующие, разрешающие документы для перевозки опасного груза внутри России и при международных перевозках (различия, нюансы).
Согласование маршрута транспортировки ОГ
В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:
- транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
- маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
- перевозимый груз является особо опасным.
В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.
Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:
- маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
- транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
- в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).
Документы, необходимые для транспортировки опасного груза
Как и любая другая стандартная перевозка, транспортировка опасного груза требует определенного пакета правильно оформленных документов, естественно, ввиду своей специфики, в данном случае существует много нюансов оформления, да и перечень документов более обширен:
- транспортная и/или товарно-транспортная накладные;
- договор перевозки;
- письменные инструкции для водителя и сопровождающего персонала по правилам перевозки соответствующего опасного груза, в них указаны порядок действий в случае аварии, список средств защиты в автомобиле, сведения об опасности груза и т.п.;
- паспорт безопасности перевозимого вещества или материала;
- аварийная информационная карта;
- обязательный пакет для всех перевозок по России: тех. паспорт, тех. талон, водительское удостоверение;
- путевой лист;
- удостоверение ДОПОГ, выданное водителю;
- удостоверение ДОПОГ, выданное ТС.
- Документ, выданный МВД, разрешающий транспортировку опасного груза.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Требования к транспорту: как оборудовать автомобиль для перевозки опасных грузов?
Предъявляются следующие требования к оборудованию спец техники для транспортировки ОГ: Наличие защитного устройства, препятствующего случайному выпадению цистерн, баллонов или батарей. Топливный бак изолирован металлическими прокладками Аккумулятор расположен в вентилируемом отсеке. Клеммы изолированы. Наличие специальной маркировки и проблесковой лампы для привлечения внимания других участников дорожного движения. Глушитель выводится в передней части автомобиля Вся электропроводка уложена в изоляционный материал Наличие выключателя бортового питания от аккумулятора Транспортное средство оборудован спутниковой навигацией ГЛОНАСС или GPS Дабы обеспечить безопасность перевозки, запрещено брать на буксир свыше одной машины с ОГ и перевозить более одного полуприцепа с опасными грузами.
Соглашение ДОПОГ имеет два приложения — «А» и «В». Они в свою очередь имеют 9 подробных частей.
Первое приложение содержит общие правила и пожелания, которые затрагивают характеристику самых опасных веществ:
- Первая раскрывает общие положения.
- Вторая описывает классификацию веществ.
- Третья представляет перечень всех опасных грузов, а также некоторые особенности положения по ограничению.
- Четвертый раздел представляет требования к таре, что может быть применена для данного груза.
- В пятой части описаны этапы перевозки.
- Шестая состоит из списка требований, что предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
- В седьмой части подробно описаны требования к условиям перевозки, загрузочно-отгрузочных работах, а также условия приема и обработки.
Все оставшиеся части содержаться во втором приложении. В нем раскрыты основные требования к транспортным действиям и оборудованию:
- требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также подробное описание автомобильных средств, допущенных к перевозке определенного вида опасных грузов, описание документов.
- требования к конструкции транспорта.
Для каких веществ нужен допуск на транспортировку
Список таких веществ собран в «Перечне допустимых опасных грузов для перевозки в России». Список можно найти как Приложение №7.3 к Приказу Минтранса №73 от 08.08.1995 года.
С подробной классификацией можно ознакомиться в нормативном документе ГОСТе 19433-88. Деление зависит от безопасности груза, его упаковки, условий хранения и транспортировки, надежности и так далее. Самым опасным считается 1 класс, а 9 класс опасности – самый «безопасный» из списка.
Законодательно определены девять категорий:
Класс | Что относится |
Девятый | Иные потенциально опасные вещества |
Восьмой | Едкие и коррозийные вещества |
Седьмой | Радиоактивные материалы |
Шестой | Ядовитые и инфекционные вещества |
Пятый | Окисляющие вещества, органические пероксиды |
Четвертый | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся (аммиачная селитра, битум, трансформаторного масла) |
Третий | Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, дизельное масло, керосин, клей, мазут) |
Второй | Газы в твердой или жидкой форме (кислородные баллоны) |
Первый | Взрывчатые материалы |
Перевозка осуществляется с учетом класса и подкласса, для чего создана специальная таблица. Основная группа содержит в себе перечень веществ, которые однотипны по виду опасности.
Второстепенная группа содержит вещества, объединенные на основании двух и более видов опасности.
Нарушение правил перевозки
За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.
Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:
- и на транспортную компанию,
- и на должностное лицо,
- и на водителя
Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки. Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.
В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:
Тип нарушения | Штрафная санкция |
---|---|
— у водителя отсутствуют специальные документы (свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка), — ТС не соответствует правилам перевозки, — отсутствуют опознавательные элементы, — отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии, — произошло нарушение условий перевозки. |
Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев). Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей). |
Другие нарушения правил перевозки |
Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей). Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей). Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей). |