Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое страховочная привязь и как ею пользоваться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховку для работы на высоте нужно выбирать в зависимости от условий ее использования. На работоспособность изделия могут повлиять химреактивы, острые кромки строительных материалов и конструкций, абразивные вещества, УФ излучение.
На какой срок выдается страховочная привязь
При приемке средств индивидуальной защиты проводится осмотр на целостность элементов, только после этого их можно выдавать работникам для эксплуатации. Изготовители защитного снаряжения определяют, на какой срок выдается страховочная привязь работнику. Гарантированно снаряжение должно прослужить один год. После этого необходимо провести проверку его технического состояния. Каждый производитель снаряжения рекомендует свою методику проведения проверок защитных средств, но можно выделить основные этапы:
- наличие и соответствие сертификатов, маркировки и инструкции по применению;
- визуальный и тактильный осмотр изделия;
- проверка работы крепежных элементов.
Отсутствие сертификатов и бирок с маркировкой уже является основанием для запрета на ввод в эксплуатацию средств защиты.
Системы канатного доступа
Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.
Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).
Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).
Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.
В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.
Транспортирование и хранение
Во время работы привязь системы должна быть отрегулирована, а ремни и лямки должны плотно прилегать к телу рабочего. Для удерживающих систем точкой закрепления карабина служит соединительный элемент — кольцо на ремне привязи. Для страховочных систем (систем с амортизатором) точкой закрепления служит опора (элемент конструкции), которая должна находиться выше рабочего и иметь прочность не менее 15 кН, для останова падения необходимо использовать предназначенные для этой цели крепежные элементы привязи. Закрепление карабина производится с учетом того, что свободное падение человека не должно составлять более 0,5 м. Расстояние от анкерной точки крепления стропа до поверхности земли (нижележащей конструкции) — не менее 7 м (минимальный зазор под пользователем). При проведении работ, даже в том случае, если закрепление производится за задний крепежный элемент, на переднем крепежном элементе страховочной привязи (в петлях элемента) должен быть установлен соединительный элемент класса Q или В по ГОСТ Р ЕН 362, запорный элемент должен быть зафиксирован. Не допускается производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа после обхвата им опоры. При работах на железобетонных опорах следует обращать особое внимание на техническое состояние фала стропа в связи с повышенным его износом.
Еще почитать —> Оплата Монитора Косгу В 2021 Году
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.
Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]
3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.
3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.
5.1 Испытание статической нагрузкой на прочность
5.1.1 Оборудование
Оборудование для испытания статической нагрузкой на прочность — по ЕН 364 (подразделы 4.1 и 4.2).
5.1.2 Метод
Испытание статической нагрузкой на прочность следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.4).
5.2 Испытание динамической нагрузкой
5.2.1 Оборудование
Оборудование для динамических испытаний — по ЕН 364 (подразделы 4.2, 4.3 и 4.6).
5.2.2 Метод
Испытание динамической нагрузкой следует проводить в соответствии с ЕН 364 (пункт 5.1.2).
В дополнение к ЕН 364 (подпункт 5.1.2.1) одинарная альпинистская веревка, используемая для испытаний, должна соответствовать ЕН 892 и иметь в первом испытании на ударную силу значение (9±1,5) кН.
Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?
Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.
При этом п.124 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.
Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:
- визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
- внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
- проверку наличия маркировок и срока годности изделия.
Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.
Нужно Присваивать Инвентарный Номер Страховочной Привязи?
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний, маркировку, информацию, предоставляемую изготовителем, и упаковку страховочной привязи. Другие типы привязей, описанные в других европейских стандартах, например ЕН 358, ЕН 813 или ЕН 1497 [1], могут быть встроены в страховочную привязь. Страховочные системы описаны в ЕН 363.
Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
Правила использования
Существуют строгие правила по использованию всех этих страховочных систем привязей. Они входят в общие правила по охране труда, четко регламентированы, и при их нарушении налагаются крупные штрафы.
Эти правила содержат такие пункты.
- Работы, проводимые на высоте более 1,8 м, считаются высотными и связаны с опасностью падения. Поэтому являются обязательными по снабжению спасательными средствами.
- К работе допускаются только лица, имеющие специальную подготовку и сертифицированное обучение.
- Страховочные системы обязательно систематически проверяются, периодичность проверок устанавливает производитель, а также он устанавливает срок годности и максимально возможный срок эксплуатации данного обмундирования.
- Запрещается использование отдельно монтажных поясов без остальных необходимых привязей, которые отвечают за страховку, позиционирование тела в воздухе, удержание, а также для положения сидя, для работы в колодцах, на крыше, в горах или в промышленном альпинизме и любых других видов привязей, которые требуются в данном виде работы. Без дополнительных лямок высотная работа опасна для жизни, повышается риск сломать себе позвоночник либо выпасть при резком рывке.
- Страховочная система обязательно должна включать анкерный механизм, все необходимые привязи, а также вся соединительно-амортизирующая подсистема, в состав которой входят такие детали, как стропы, всякого рода карабины, амортизаторы, канаты и ползунковые или втягивающие средства защиты. Это должно работать как единое целое.
Любая используемая привязь должна соответствовать ниже обозначенным требованиям:
- обеспечить безопасность при остановке падения;
- возможность надевания и регулирования привязи для подгонки по росту и размеру человека;
- присутствие элементов для создания комфорта, таких как широкие кушаки или специальные приспособления для сидения;
- наличие индикаторов срыва для своевременной утилизации, а также долговременной несъемной маркировки спасательной привязи.
В следующем видео рассказывается о спасательной привязи.
Рейтинг 12 лучших страховочных привязей на 2021 год.
Название модели | Точек крепления | Вес привязи, кг | Рейтинг | Цена, ₽ | Страна изготовитель |
1. Delta Plus HAR24 | 4 | 1,7 | 9,9/10 | 9100 | Франция – бренд Китай – производство |
2. «Профи Универсал» «Венто» | 5 | 1,57-1,7 | 9,9/10 | 6370 | Россия |
3. CAMP GOLDEN TOP PLUS L-XXL 0921112 | 5 | 2,1 | 9,8/10 | 14690 | Италия – бренд Италия – производство |
4. «Альфа 5.0» «Венто» | 5 | 1,4 | 9,8/10 | 3179 | Россия |
5. Потенциал Премиум Фаст СП-10 yellow | 5 | 1,9 | 9,6/10 | 5103 | Россия |
6. СПРУТ VPK-1 | 3 | 1,05 | 9,3/10 | 3980 | Россия |
7. «Высота 016» «Венто» | 5 | 1,6 | 9,3/10 | 4274 | Россия |
8. ПРОГРЕСС СЕФЕТИ УС 2 ГЖ | 3 | 2,23 | 9/10 | 1233 | Россия |
9. Зубр Профессионал 11593 | 4 | 2 | 8,8/10 | 4220 | Россия |
10. СПРУТ УСП II аАЖ, ПП 2 АЖ/строп/лента с амортизатором | 3 | 1,8 | 8,7/10 | 980 | Россия |
11. Gigant УСП 2 Ж ук | 4 | 1,1 | 8,6/10 | 1732 | Россия |
12. Gigant СП 1 | 1 | 0,5 | 8,5/10 | 641 | Россия |
Работа на высоте всегда сопровождается риском падения. Поэтому рабочие и специалисты, занятые выполнением задач на кровле зданий, стенах и перекрытиях строительных объектов, опорах линий электропередач должны обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Привязи делят на несколько видов в зависимости от их конструкции и назначения:
1. Страховочные.
Особенностью данных изделий является обязательное наличие наплечных и набедренных строп (лямок), плотно охватывающих тело. Крепление таких устройств к анкерной линии осуществляется только в одной точке, расположенной в районе груди или спины работника. Если предполагается такую привязь использовать для позиционирования, она дополняется широким ремнем с пряжкой и кушаком.
2. Удерживающие.
Главное предназначение этих привязей – ограничение зоны перемещения работника с целью не дать ему попасть в опасную зону. Страховка подобного вида состоит из ремня с кушаком и кольцом для крепления стропы.
3. Позиционирующие.
В своей конструкции позиционирующая привязь имеет страховочный ремень с пряжкой и прочным креплением к стропе. К особенностям этого СИЗ относят наличие нескольких точек крепления, позволяющим фиксировать работника в определенном положении.
4. Для положения сидя.
Если работник много времени проводит в подвешенном состоянии, для удобства привязь дополняют лавочкой или сиденьем. Данная конструкция может включать в свой состав лямки, опоясывающие тело.
5. Специализированные.
Иногда приходится выполнять работы на высоте в сложных условиях. В таком случае используются привязи, изготовленные специально для конкретных условий труда. Например, огнеупорные страховочные устройства или средства защиты, сделанные из материалов, стойких к повышенной влажности.
Испытание страховочных привязей
СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.
Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.
К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:
- Хранение в сухих помещениях.
- Защита СП от огня или едких химикатов.
- Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
- Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.
Бирки на страховочную привязь образец
Пояс предохранительный ПП-2БЖ (Удерживающая страховочная привязь УСП 2БЖ) состоит из ремня с пряжкой (позволяет осуществлять подгонку пояса по фигуре человека), кушака (подкладки под ремень), набедренных и наплечных лямок, специальных элементов крепления — двух металлических D-образных колец на ремне привязи и одного на спине, стропа из стального троса в ПВХ-оболочке с монтажным карабином, бирки, изготовленной в соответствии с ГОСТ Р ЕН 365, инструкции с отметкой ОТК и гарантией завода-производителя (закреплена под биркой на кушаке).
После испытания статической нагрузкой каждый коготь и лаз вновь подвергают внешнему осмотру. Когти и лазы, у которых обнаруживаются остаточные деформации деталей трещины, надрывы крепежных ремней, повреждения пряжки бракуются и к дальнейшей эксплуатации не допускаются.
Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.
Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:
- Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
- наличие;
- коррозия;
- деформация;
- отметины;
- трещины;
- износ;
- Лента амортизатора:
- порез;
- износ;
- обожженные места;
- отметины;
- химическое загрязнение;
- слабые участки;
- Нити силовой зашивки:
- обрезанные;
- истёртые;
- оборванные;
- вытянутые;
- со следами химического воздействия;
- Гибкая анкерная линия:
- порезы;
- износ;
- жёсткость;
- разлохмачивание;
- вздутие;
- следы воздействия высоких температур;
- химическое воздействие;
- грыжи;
- Защитные коуши и чехлы:
- наличие;
- деформация.
Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если они сохранили несущую способность и не произошло каких-либо разрушений. На изделие (бирку или жетон) наносится маркировка даты проведения испытания методом, обеспечивающим её сохранность и читаемость до следующих испытаний.
Ввиду своей универсальности, простоты и надёжности страховочная ременная система (привязь) может использоваться: при выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма, в горном туризме, альпинизме, скалолазании, спелеологии, спасателями МЧС , пожарными.
- анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
- изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
- визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
- проверка функционирования;
- документирование результатов проверки;
- формулировка рекомендаций.
Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.
Всегда нужно помнить, что безопасность важнее всего. Перед началом применения анкерной линии, специалистами должен быть проведен осмотр на обнаружение трещин на ней или каких либо повреждений. Дополнительно необходим осмотр самого сооружения, к которому будет крепиться анкерная линия.
Периодичность проверки или испытания страховочных привязей
Предохранительные пояса и страховочные веревки применяются рабочими для предохранения падения при выполнении работ на высоте, а так же при выполнении работ в канализационных, водопроводных колодцах, резервуарах.
Маркировка на бирки страховочных поясов наносится специальной стойкой краской, цвет которой должен отличаться от основного цвета текстильных деталей изделия. Материал для бирок тоже непростой, он обработан составом, который устойчив к истиранию, выгоранию и других внешних воздействий.
В ходе эксплуатации леса должен ежедневно глядеть управляющий дел компании. Посмотрите больше идей на темы Наклейки для кухни, Печатные этикетки и Маркировка продуктов питания. Бирка на леса строительные образец.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации.
Необходимая периодичность испытаний Испытание страховочных поясов должно проводиться не реже чем один раз в год. Если в процессе проверки изделия нарушается его целостность, появляются видимые повреждения, то проводится дополнительное испытание.
Или вы не имеете ничего против гражданского брака?пожалуйста напишите все плюсы и минусы гражданского брака?
В инструкции необходимо указать, что запрещается:- закрепление карабином ниже уровня опирания ступней ног пользователя при выполнении рабочих операций в положении стоя;- выполнение огневых работ, опираясь на строп пояса, т.е.
Гост р ен 358-2008 «ссбт. ГОСТ Р ЕН 358-2008 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Привязи и стропы для удержания и позиционирования.
Проверка страховочной привязи
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
-
Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
-
Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
-
Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
-
Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.