Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение |
Административная ответственность |
---|---|
Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок | Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции. |
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам | Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности. |
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля | Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя. |
Грубое нарушение требований к бухучету | К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности. |
Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база
Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.
Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.
Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом
У физического лица уголовная ответственность наступает:
-
при наличии у него задолженности по налогам в сумме более 900 000 рублей за три года подряд и при условии, что доля долга за три года составляет более 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;
-
общая сумма задолженности по налогам составляет более 2 700 000 рублей.
Статьей 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации для граждан определены следующие виды наказания:
-
штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от 1-го года до 2-х лет;
-
принудительные работы сроком до 1-го года;
-
арест сроком до 6-ти месяцев;
-
лишение свободы сроком до 1-го года.
Если за последние три года подряд сумма долга по уплате налогов составит более 4 500 000 рублей и при условии, что доля долга за три года составляет более 20% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, либо если общая сумма задолженности по налогам составляет более 13 500 000 рублей, то в отношении физического лица будут применяться следующие виды наказаний:
-
штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от полутора до трех лет;
-
принудительные работы сроком до 3-х лет;
-
лишение свободы сроком до 3-х лет.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
Налоговые преступления: зарубежные страны и их система
В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.
Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.
Общие положения про ответственность за уклонение от уплаты налогов
Действующее законодательство страны говорит о том, что физические и юридические лица в обязательном порядке должны платить установленные налоги. Если по каким-то причинам они частично и полностью не выплачивают их, то будут привлекаться к административной или уголовной ответственности.
Важно! Уголовная ответственность предусмотрена только по отношению к физическим лицам. Юридические лица отвечают по Административному кодексу.
Если физическое лицо обвиняется в неуплате налогов в первый раз, уголовная ответственность не наступает. Ему достаточно полностью погасить задолженность. К тому же, дела рассматриваются по УК только если суммы имеют крупные или особо крупные размеры. В остальных ситуациях за основу берется Административный кодекс, предусматривающий наложение штрафа за нарушение.
Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом
Когда от уплаты налогов уклоняется организация, применяется ст. 199 УК РФ. Привлечь по ней могут не только руководителя фирмы, но и главного бухгалтера, собственника или любого сотрудника, признанного соучастником преступления.
Уголовное дело за неуплату налогов может быть заведено, когда все неуплаченные суммы достигли следующих размеров:
- крупный размер – доля всех неуплаченных в срок платежей превышает 25% от общей суммы к уплате за 3 года подряд, составляющей более 5 млн руб., либо, когда неуплаченная в срок сумма «перевалила» за 15 млн руб.,
- особо крупный размер — доля неуплаченных в срок платежей превышает 50% от общей суммы таких платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 15 млн руб., либо, когда сумма неуплаты больше 45 млн руб.
Такова уголовная ответственность за неуплату налогов организацией:
Вид наказания |
Размер наказания за неуплату |
|
в крупном размере |
в особо крупном размере и (или) по предварительному сговору группой лиц |
|
Штраф |
100 тыс. — 300 тыс. руб. или в размере дохода за 1-2 года |
200 тыс. – 500 тыс. руб., или в размере дохода за 1-3 года |
Принудительные работы |
до 2-х лет |
до 5 лет |
Арест |
до 6 месяцев |
— |
Лишение свободы |
до 2-х лет |
До 6 лет |
Как было сказано, лицо, которое не перечислило налог в казну в полном объеме либо сделало это частично, привлекают к ответственности. Размер положенной санкции зависит от причины, по которой возникла недоимка. Возможны следующие ситуации:
№ | Ситуация | Пояснение |
1 | Размер налога был рассчитан лицом неверно. Причём сделано это неумышленно | Такое правонарушение не относят к числу спланированных деяний. Какое наказание за неуплату налогов предусматривает такая ситуация? Размер штрафа будет равен 1/5 от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). |
2 | Плательщик умышленно занизил размер налога или уклонился от его выплаты | В этом случае штраф будет вдвое больше. Он составит уже 40% от суммы задолженности по налогу (п. 3 ст. 122 НК РФ). |
Ко 2-му случаю можно также отнести намеренное сокрытие доходов от уплаты налогов при помощи сотрудничества с так называемыми фирмами-однодневками. Тогда ответственность руководителя за неуплату налогов может плавно перейти от налоговой, к уголовной.
Есть ли ответственность на неуплату налога на прибыль
Для рядовых граждан получение прибыли заключается в извлечении доходов – трудовая или предпринимательская деятельность, передача собственных имущественных активов во временное возмездное пользование (аренда), получение процентов от займов, продажа имущественных ценностей и объектов. Практически каждый вид дохода подлежит налогообложению в виде НДФЛ. В частности, законодательные акты регламентируют следующие возникновение налоговых обязательств по НДФЛ для следующих направлений деятельности:
- получение денежного вознаграждения за работу по трудовому контракту или гражданско-правовому договору – в этом случае с каждой полученной суммы в бюджет должно удерживаться 13% (при расчете суммы налоговых обязательств используется система налоговых вычетов, которая существенно снижает размер выплат);
- любые виды доходов от деятельности предпринимательского характера (как правило, уплата налога происходит при регистрации субъекта в качестве ИП в соответствие с выбранным режимом налогообложения);
- получение регулярных выплат по различным видам ценных бумаг (дивиденды, проценты и т.д.);
- реализация недвижимых объектов (налоговые обязательства не возникают, если гражданин владел объектов более трех лет);
- получение выигрышей в лотерее, на ставках, и т.д.
- иные формы доходных поступлений.
Обратите внимание! Для большинства перечисленных случаев НК РФ фиксирует стандартную ставку – 13% от полученной суммы. Однако отдельные виды поступлений будут облагаться по иным ставкам – от 9% до 35 %. Максимально возможная ставка будет использоваться при налогообложении выигрышей.
Если субъект официально трудоустроен, обязанность по расчету, удержанию и перечислению НДФЛ закон возлагает на администрацию предприятия. В этом случае, любое нарушение сроков перечисления средств в бюджет повлечет наказание не для гражданина, а для должностных лиц организации. В иных случаях обязанность рассчитать и перечислить налог в бюджет возложена на самого гражданина:
- при ведении предпринимательской деятельности исполнение налоговых обязательств происходит путем заполнения декларационных бланков – на основании декларации гражданин указывает все источники доходов и суммы поступлений, после чего рассчитывает сумму НДФЛ;
- при продаже недвижимого имущества оформляет декларационная форма 3-НДФЛ – в большинстве случаев продавец сможет получить возврат налога на основании этого документа (при владении объектом более трех лет декларировать полученный доход не нужно);
- при получении иных видов поступлений, подлежащих налогообложению, также заполняется форма 3-НДФЛ по итогам календарного года.
Понятие налоговой недоимки
Термин «недоимка» является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.
Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?
- Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
- Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.
Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.
Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.