Вопрос 79. Правовой режим земель лесного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 79. Правовой режим земель лесного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.

Комментарии к ст. 71 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.

См. таблицу «Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г.» в Приложении 1 к настоящему Комментарию.

Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

постоянное (бессрочное) пользование;

безвозмездное срочное пользование;

аренда.

Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

аренда;

безвозмездное срочное пользование.

Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)

Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:

1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);

2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;

3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:

от 10 до 49 лет — общий срок;

от 1 года до 49 лет — специальный срок для использования лесов в целях:

лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки, и земельное и лесное законодательство взаимодополняют друг друга. Комментируемая статья содержит отсылочные положения на земельное законодательство, конкретно на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Что касается аренды, Лесной кодекс РФ прямо устанавливает действие лесного законодательства. Ведь в Земельном кодексе РФ, например, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке для аренды земельных участков, и предоставление их от вида разрешенного использования так строго, как в лесном законодательстве, тоже отсутствует. Что касается прав постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, их правовой режим необходимо определять по ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентировано ст. 20 ЗК РФ, а право безвозмездного срочного пользования земельными участками регламентировано ст. 24 ЗК РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов. Применение исключительно норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо. Например, ст. 20 Земельного кодекса РФ не имеет ограничений по целевому назначению предоставляемых земельных участков, а статьи Лесного кодекса ограничивают. Например, научные организации, образовательные организации, будучи государственными или муниципальными учреждениями, имеют право приобретать леса для исключительно научно-исследовательской деятельности или образовательной деятельности.

Комментируемая статья устанавливает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Это значит, что лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке до одного года указанного договора не обязательна его государственная регистрация. Лесной кодекс регулирует лесные отношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских отношений, не должен в нем дублироваться.

Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом РФ, для чего нужно подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор. Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе: сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал.

Статья 74. Задачи органов охраны и защиты лесного фонда

Лесной фонд Кыргызской Республики подлежит охране и защите, которые проводятся органами государственной лесной охраны на основе республиканских, региональных, местных программ, в том числе действий по адаптации к изменению климата и увеличению поглощения парниковых газов, и включают комплекс организационных, экономических, правовых и других мер, осуществляемых с учетом их биологических и региональных особенностей и направленных на сохранение лесов от уничтожения, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия.

(В редакции Закона КР от 11 марта 2013 года № 38)

Статья 75. Государственная лесная охрана Кыргызской Республики

Государственная лесная охрана Кыргызской Республики (далее — государственная лесная охрана) создается в государственных органах управления лесным хозяйством.

Перечень должностных лиц, входящих в состав государственной лесной охраны, утверждается республиканским государственным органом управления лесным хозяйством.

Задачами государственной лесной охраны являются:

— обеспечение охраны и защиты лесов;

— (абзац третий утратил силу в соответствии с Законом КР от 13 марта 2014 года № 43)

— осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также организацией пользования лесным фондом;

— обеспечение охраны неиспользуемых природных ресурсов (полезные ископаемые и др.), находящихся на землях государственного лесного фонда.

Государственная лесная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обязана:

— предотвращать и пресекать правонарушения в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесного фонда;

— осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе и о лесонарушениях;

— обеспечивать в пределах своей компетенции правопорядок на территории лесного фонда;

— направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении ущерба, причиненного лесному хозяйству;

— давать в пределах своей компетенции гражданам и юридическим лицам указания, (предписания) по устранению выявленных нарушений;

— принимать в пределах своей компетенции решения об ограничении, о приостановлении и запрещении хозяйственной и иной деятельности;

— выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Государственной лесной охране для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

— проверять у юридических и физических лиц, а также иностранных граждан документы, разрешающие осуществлять пользование участками лесного фонда;

— составлять протоколы и акты о правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

Читайте также:  Закупка товара у физлица: документы и НДФЛ

— осуществлять задержание лиц, допустивших нарушения или не выполняющих законные требования должностных лиц государственной лесной охраны;

— задерживать и доставлять лиц, совершивших преступления и административные правонарушения в области охраны, защиты, воспроизводства лесов, в правоохранительные органы;

— производить в установленном порядке досмотр транспортных средств, иных объектов и мест, а при необходимости и личный досмотр задержанных лиц;

— изымать незаконно добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные средства и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;

— иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Должностные лица государственной лесной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. Должностным лицам государственной лесной охраны разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Должностные лица государственной лесной охраны носят установленного образца форменное обмундирование.

Государственная лесная охрана действует на основе положения, утверждаемого Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 30 июля 2013 года № 178, 13 марта 2014 года № 43)

Статья 76. Государственная защита должностных лиц государственной лесной охраны

Должностные лица государственной лесной охраны подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 77. Проведение биотехнических мероприятий на территории лесного фонда

В целях обеспечения устойчивого развития животного и растительного мира на всей территории лесного фонда Кыргызской Республики проводятся биотехнические мероприятия в установленном порядке.

Статья 78. Охрана лесного фонда от лесных пожаров

Государственный пожарный надзор в лесном фонде осуществляется работниками государственной лесной охраны в целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности, а также в целях пресечения их нарушений.

Лесопользователи, собственники частных лесных угодий и иные граждане и юридические лица, осуществляющие работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с лесным фондом, а также лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, за нарушение требований и правил пожарной безопасности несут уголовную, административную, имущественную и иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Профилактические и противопожарные мероприятия осуществляются областными, межобластными и территориальными государственными органами управления лесным хозяйством совместно с органами местного самоуправления и местной государственной администрации.

Работники государственной лесной охраны во время тушения лесных пожаров имеют право бесплатного пользования всеми видами транспортных средств, связи, а также привлекать местное население к тушению лесных пожаров.

Для обеспечения эффективного выполнения функций по охране лесного фонда от пожаров государственные органы управления лесным хозяйством бесплатно обеспечиваются в пожароопасный период суточными, месячными и периодичными прогнозами погоды, прогнозами пожарной опасности в лесном фонде.

Для охраны государственного лесного фонда и не входящих в государственный лесной фонд лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней леса может использоваться авиационная охрана. Зоны авиационной охраны лесного фонда и порядок ее осуществления устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 58.Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства

1. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ)

2. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются:

1) лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ)

2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

3. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в случаях, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы.

4. При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики.

5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

6. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства.

Потери лесного хозяйства возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 63.Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

3. Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

4. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

ВНИМАНИЕ! Лесной фонд подразделяется на лесные и нелесные земли. Распределение по категориям производится государственными органами.

Лесными участками фонда считаются участки:

  • с вырубками, т.е. с расположением на площади леса пней,
  • с культурами леса и молодым лесом, в котором еще не осуществилось соединение крон деревьев,
  • с гарью и погибшими деревьями в результате горения и воздействия вредителей,
  • с прогалинами, без насаждений,
  • с площадью менее половины гектара,
  • с рединами —, насаждениями от 3-его возрастного класса и диаметром до 0,3 м, имеющих обособленное месторасположение.

Любые леса, расположившиеся на территории РФ, принадлежат фонду. Исключения включают в себя леса, произрастающие в городах и других населенных пунктах, а также земли, которые эксплуатируются вооруженными силами, т.е. являются землями обороны. Такие земли, как правило, имеют на картах определенные обозначения, т.к. являются государственной собственностью.

Данное различие по категориям определяется тем, что в составе фондов леса находятся земли, целевое значение которых дифференцировано: для выращивания лесов, их использования и восстановления.

Федеральный закон 280-ФЗ – ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

  • вариантов согласования схем участков
  • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
    • заниматься этими территориями
    • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
    • заниматься:
      1. развитием инфраструктуры
      2. обеспечением нормальных условий жизни населения

Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

  1. обеспечивает государственную защиту собственности граждан
  2. не позволяет нарушить имущественные права
  3. сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
  4. не подрывает доверие общества к государственным реестрам
Читайте также:  25.10.2022 Выплаты инвалидам — последние новости

Право собственности на лесные ресурсы. Лесной фонд России.

Лесные участки в составе земель лесного фонда

находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством. Предусмотрена возможность любой формы собственности на лесные участки, расположенные на землях
иных
, чем земли лесного фонда, категориях земель.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесных участков.

Отдельно действующее законодательство регулирует право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы (ст. 20 ЛК). Граждане, юридические лица, которые используют леса в соответствии с нормами лесного законодательства, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда принадлежит Российской Федерации.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.

Растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с землями лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью.

Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности. Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Виды разрешенного использования

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Как оформить земли лесного фонда в собственность

Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:

  • по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
  • по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
  • по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.

Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых «правил игры» в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.

Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:

  • если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
  • если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.
Читайте также:  В Минпросвещения рассказали, кто будет отвечать за новые школьные учебники

Нормы «лесной амнистии» имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.

Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.

Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.

Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.

Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).

Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).

Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.

Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности

Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.

Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.

Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.

Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.

Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.

Почему складывается такая ситуация?

По итогу может возникнуть ситуация как парадокс. Это говорит о том, что земельный надел имеет четко установленные границы, при этом прошел процесс регистрации, однако государственный орган, ведающий лесным фондом, настаивает на том, чтобы произошло изъятие. Законы РФ указывают на то, что нарушением стало выделение надела без проведения согласования, по этой причине относится к собственности лесного фонда.

ВНИМАНИЕ !!! Если говорить про процедуру перевода одной категории земельного надела в другую, то применяются положения лесного, градостроительного и земельного законов. Важным является то, к какой категории отнесены леса, которые планируется изъять.

Если говорить про леса, отнесенные к категории резервных или эксплуатационных, то допускается перевод в другие группы без значительных ограничений. Однако, это положение не допускается применять в отношении лесов защитного типа. Чтобы перевести такие леса в иные категории, потребуется изначально заняться созданием природной территории, которая будет находиться под охраной.

Важно отметить, что могут применяться и другие пути решения данной проблемы. В том числе, это касается корректировки границ населенной территории или создания рекреационной зоны для туристов, возведение объектов, находящихся в собственности муниципалитета. Зачастую муниципальные органы выбирают способ, связанный с расширением границ территории. Предоставление таких участков происходит с целью возведения индивидуальных жилых помещений. Принятием подобных решений занимается не Правительство, а органы муниципалитета. Акты принимались на многих территориях.

Если говорить про масштаб такой проблемы, то он имеет пугающее выражение. Это связано с тем, что имеет место не 1 и не 2 случая на регион. Такие участки измеряются в сотнях или десятках, также часто может быть выяснено, что целый поселок возведен на земле, принадлежащей лесному фонду. У государства в таком случае есть несколько вариантов решения проблемы. В частности, это требование об изъятии и возврате наделов в собственность или выделение участков гражданам по решению муниципальной власти.

Основная причина – несогласованная деятельность нескольких ведомств.

ВНИМАНИЕ !!! В последнее время в стране часто можно наблюдать, как большое количество участков проходит процесс постановки на учет. Это касается граждан, которые обладают законными правомочиями на наделы и поставили ранее земли на учеты в кадастровых органах. Кроме того, участок не был межеван, права собственности не зарегистрированы.

Для проведения работ землеустроительного типа привлекаются кадастровые инженеры. Затем сведения передаются в Росреестр.

По итогу гражданин становится добросовестным покупателем и собственником территории. Однако, важно учесть, что базы данных в лесном фонде не обновлялись, начиная с 2001 года. Затем государственные органы выразили инициативу об инвентаризации. Тогда выяснили, что много наделов стали собственностью частных лиц на незаконных основаниях. На сегодняшний день можно насчитать огромное количество исков, поданных в судебные органы относительно изъятия земель лесного фонда.

Условия договора аренды земельного участка

Договор аренды земельного участка в общем случае включает целый ряд положений, согласованных обеими сторонами, то есть условий. Эти условия перечислены в идущем ниже списке:

  • информация об обеих сторонах сделке, арендаторе и арендодателе, которые должны быть в документе четко поименованы, также необходимо указать:
    • точные наименования обоих участников;
    • их реквизиты
  • предмет самого соглашения, в его качестве в данном случае выступает передача одной из сторон второй надела во временной пользование, при этом данный участок должен быть зачислен в лесной фонд соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • объект договора, а именно сам участок земли (в отличие от предмета, то есть передачи этого участка как юридического факта), для надела с лесом необходимо указать:
    • кому он принадлежит;
    • каков его размер и очертания;
    • каковы его специальные характеристики;
    • наличие построек;
    • наличие коммуникаций;
  • продолжительность договора, дата его завершения;
  • сумма договора — плата, которую арендатор должен вносить арендодателю;
  • права и обязанности арендатора и арендодателя;
  • порядок разрешения разногласий;
  • условия расторжения соглашения в досрочном порядке;
  • реквизиты обоих участников и подписи представляющих их лиц

Также могут быть указаны дополнительные условия различного характера.

Следует иметь в виду, что договор составляется ведомством, выполняющим функции арендодателя как в случае, когда он заключается с определенной организацией без аукциона, так и когда аукцион в отношении данного надела проводится. У арендатора есть возможность только подписать предложенный ему договор, но не вносить в него правки. При этом изменения в нем не допускаются даже по взаимному соглашению обеих сторон.

Существует типовой договор об аренде лесного участка, который российской правительство утвердило своим постановлением. В то же время орган власти или местного самоуправления обладает правом составить собственный вариант и далее заключать соглашение, подписывая с арендаторами именно этот документ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *