Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция специалиста по закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ
В 2016 г. контрактный работник мог получить только образование по правилам размещения заказов. Начиная с этого года, он должен соблюдать профстандарт специалиста по закупкам и иметь документы, подтверждающие наличие у него образования в контрактной сфере.
Данная специальность имеет разные уровни сложности, соответствующие объему полномочий специалиста:
- Уровень 5 (начальный). Работник отвечает за обеспечение, то есть предварительный сбор сведений, подготовку документов, подписание договора со второй стороной.
- Уровень 6. В зону ответственности входит подготовка планов, обоснований, проведение закупочных процедур.
- Уровень 7. Задача состоит в проверке, а именно оценке итогов госзакупки, выполнения работ по договору, поставленных товаров.
- Уровень 8 (максимальный). Предполагает полный контроль процедуры, то есть мониторинг и аудит.
Специалисты по закупкам должны иметь такое образование:
- Среднее, дополнительное профессиональное.
- Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
Сотрудники, ответственные за работу на тендерах, могут иметь такой опыт практической деятельности в сфере госзакупок:
- Без опыта.
- От 3 лет.
- От 4 лет.
- От 5 лет, при этом 2 года на руководящей должности.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАКУПКАМ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
На основе закона о закупках в каждой организации разрабатывается должностная инструкция, которая определяет обязанности специалиста по закупкам.
Всероссийский учебно-методический центр «Аукцион Консалтинг» организует курсы, на которых рассматриваются все тонкости составления должностной инструкции в зависимости от специфики компании. «Аукцион Консалтинг» предлагает очную, заочную форму обучения, вебинары, семинары с выездом лектора в организацию заказчика.
Также обучающий центр предоставляет услугу по разработке должностной инструкции в соответствии с Федеральным законом № 44 и №223. В короткий срок Вы получите качественно подготовленные документы в полном согласии с действующим законодательством и требованиями профстандартов.
Порядок внесения изменений в должностную инструкцию
В случае необходимости в должностную инструкцию могут быть внесены изменения. При этом необходимо учесть некоторые моменты.
Согласие работника на изменения не требуется, если поправки носят технический характер и не затрагивают функциональные обязанности (ст. 15, 57, 195.1 ТК РФ).
Если вносимые изменения затрагивают существенные условия трудового контракта, то необходимо согласие работника. Нельзя требовать от работника выполнения функций, не предусмотренных трудовым соглашением (ст. 57, 60, 72 ТК РФ). Если регламент является приложением к трудовому контракту, целесообразно вносить изменения одновременно и в него, и в трудовой договор путем подписания допсоглашения.
Внесение правок в должностной регламент требует издания соответствующего распоряжения. Измененный документ необходимо утвердить у руководителя организации.
Работник должен быть ознакомлен под подпись с новым регламентом либо изменениями к нему.
***
Таким образом, отсутствие должностной инструкции не является нарушением трудового законодательства и не влечет для нанимателя никакой ответственности.
Однако пренебрегать данным документом не стоит. Также при подготовке регламента не стоит ограничиваться только образцами типовых документов. Тщательная проработка документа позволит избежать конфликтов с работниками и лишних вопросов со стороны проверяющих.
Госзакупки — сложная область
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.
Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.
Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.
При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Кто такой специалист в сфере закупок
Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.
В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.
Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.
Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.
При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.
Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.
Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.
Должностная инструкция менеджера по снабжению: особенности
По форме и структуре должностная инструкция менеджера по снабжению идентична должностной инструкции специалиста по закупкам. Однако, несмотря на то, что две эти должности очень схожи, нужно учитывать существующие различия. Особенно это актуально для больших организаций, где штатными расписаниями предусмотрены должности и специалиста по закупкам, и менеджера по снабжению.
В связи с этим при работе над должностными инструкциями необходимо серьезно подойти к определению критериев для отбора кандидатов на должность, а также к отграничению должностных обязанностей одного специалиста (по закупкам) от другого (по снабжению).
Как уже упоминалось, принято считать, что должность специалиста по закупкам стоит выше в ранге должностей, чем должность менеджера по снабжению. Косвенно это подтверждается еще и тем, что в объявлениях о найме средняя заплата специалиста по закупкам выше, чем зарплата менеджера по снабжению. Поэтому и требования к кандидату на должность специалиста по закупкам могут быть более жесткими, чем к кандидатам на должность менеджера по снабжению.
Что касается должностных обязанностей, то четкое разграничение их между двумя специалистами позволит наладить не только эффективную работу, но и оптимальное взаимоотношение между двумя штатными единицами.
Специалисты данного формата имеют весьма широкую структуру обязанностей. Они в обязательном порядке, причем весьма детально описываются в инструкции должностного формата. Рекомендуется указать следующие обязанности:
- Специалист занимается вопросами контроля наличия товара на складах. По сути, производственный процесс базируется на том, что в определенный период времени используется определенное количество сырья для производственных действий. Соответственно, произвести аналитические расчеты в данном случае несложно. Формируется необходимость создания своеобразного запаса. Причем на каждом предприятии устанавливаются свои размеры таких запасов. Менеджер должен осуществлять полноценный контроль за количеством товара, который находится на текущий момент на складе. На основании данного фактора составляются специализированные отчеты, и производится расчет необходимости системной закупки;
- Осуществляются действия, которые направлены на проведение закупок товара в соответствии с рядом расчетов по необходимости заполнения склада. В данном случае, менеджер руководствуется исключительно точными данными, в тоже время, он составляет план закупок, чтобы на складе всегда было нужное количество товара для нормальной работы предприятия, в течение четко установленного количества времени. Обязательно анализируются все данные об увеличении объемов продаж и производства, чтобы правильно осуществлять расчет необходимого количества товаров;
- Также производятся действия, направленные на поиски лучших поставщиков. В данном случае, менеджер осуществляет изучение всех условий сотрудничества. Производится анализ всех поставщиков, сотрудничество с которыми возможно. Проводится исследование территориальных аспектов, чтобы подобрать варианты взаимодействия, способные обеспечивать предприятие нужным количеством товара с минимальными затратами времени;
- Непременно изучается аспект ценовой политики. Вполне очевидным является тот факт, что чем более доступными будут цены, тем более выгодным будет производство. Соответственно, в обязанности специалиста также входит детальное изучение предложений с учетом определенных ценовых аспектов. На основании проведения исследовательских работ по цене и особенностям осуществления поставок, специалист имеет возможность подобрать те варианты сотрудничества, которые способны стать основой экономической выгоды;
- При исполнении своих прямых обязанностей снабженец не должен забывать о качестве сырья. Бывает так, что поставщики предоставляют весьма доступные параметры ценовой политики, но их предложения не являются выгодными по той причине, что качество товара является весьма низким. Соответственно, специалист обязан детально оценивать все критерии предложений, после чего, можно будет сделать логический вывод по вопросу выбора вариантов сотрудничества;
- Менеджер в обязательном порядке осуществляет все действия, которые касаются взаимодействия с различными представителями компаний поставщика, а также осуществляет ведение переговоров с целью определения выгодных условий по доставке товаров или же материалов на свое предприятие. Тут очень важным является тот факт, что подписание договорных отношений может в действительности стать основой предоставления более выгодных условий с позиции доставки и цены;
- Снабженец осуществляет процессы контроля движения, а также доставки грузов. Обязательно осуществляется процесс контроля по срокам. Соответственно, производится систематическое изучение всех нюансов взаимодействия с различными компаниями. Если компания, которая осуществляет поставки, систематически нарушает договорные отношения, то осуществляется расторжение договора;
- Нужно также сказать о том, что менеджер все время осуществляет процесс контроля качества предоставляемой продукции. Таким образом, формируется принятие только тех материалов и сырья, которые всецело отвечают ранее подписанным условиям договора. Такой контроль может обеспечиваться дополнительными сотрудниками, которые находятся под руководством менеджера по закупкам. В данной ситуации осуществляется также процесс взаимодействия снабженца и его работников, а также производится их систематическое обучение.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам
Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.
Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.
Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.