Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В городской среде зеленые насаждения нужны для сохранения экологии и поддержания здоровья жителей. Для этого вокруг многоэтажного дома высаживают декоративные растения, газоны, живые изгороди и деревья, используемые в рамках городского озеленения. Стоит выбирать саженцы, которые наверняка приживутся в местном климате и будут неприхотливы в уходе.
Кирилл Холопик, руководитель портала ЕРЗ.РФ, генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли»:
— Основные нововведения в дворовых концепциях появились как ответ застройщика на требования рынка, а не на требования нормативных актов. Квартиры в домах с хорошо продуманным двором лучше продаются. Вместе с тем нельзя не отметить разработанный Минстроем России и «Дом.РФ» Стандарт комплексного развития территорий, в котором все современные подходы к проектированию дворов в новостройках собраны вместе в качестве рекомендаций. Застройщики этим активно пользуются.
Из обязательных требований, которые не все застройщики горят желанием выполнять, можно отметить нормы по обеспечению безбарьерности. Двор должен быть удобен для людей с ограниченными возможностями. С сожалением отмечаем, что только в 15% новых дворов есть тактильная плитка и направляющие. Но тенденция положительная, в 2014 года таких дворов было лишь 3%.
Общее и главные различия современных и советских дворов
Современные дворы логичнее сравнивать с теми, что создавались в 1970–1980-х годах, считает Алексей Хриченков. Ландшафтный дизайнер отмечает три важных составляющих.
Первая — спортплощадки. Советские нормативы предусматривали возможность организации на территории микрорайона единого спортивного ядра. Это мог быть хоккейный или футбольный корт в одном из дворовых пространств микрорайона. Дополнением к нему являлся стадион школы, которая была центром социально-планировочной структуры и формировала добрососедство.
Сегодня большинство территорий школ закрыто для произвольного посещения. Пользоваться их инфраструктурой могут только учащиеся, поэтому спортивную функцию размещают в пределах жилой застройки. Многие девелоперы проектируют пространства для физической активности между кварталами, возрождая традиции добрососедства и исключая шумные активности из дворовых территорий.
Что угрожает реализации проекта и как предусмотренные им показатели соотносятся с конституционным правом на жилище
30 марта 2020
Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” направлена на достижение к 2024 году обозначенной главой государства национальной цели, заключающейся в улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (подп. “д” п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Под таким улучшением согласно нацпроекту понимается:
- покупка жилья по договору купли-продажи или регистрация права собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
- строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
- получение жилого помещения по договору социального найма;
- аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
- переселение из аварийного жилого дома;
- иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.
Одна из предусмотренных проектом в целях достижения поставленной задачи мер – увеличение объема жилищного строительства минимум до 120 млн кв. м в год (соответствующий показатель в 2019 году – 88 млн кв. м, в 2020 – 98 млн кв. Само по себе данное значение положительно оценивается экспертным сообществом, но определенный перекос показателей нацпроекта в сторону увеличения вводимых жилых помещений в МКД: в 2024 году предполагается введение 80 млн кв. м таковых (в 2018 году – 54,8 млн кв. м, в 2019 – 64,9 млн кв. м) – и запланированный рост средней стоимости 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке – с 68,9 тыс. руб. в 2019 до 88 тыс. руб. в 2024 году – вызывает у них определенные опасения. В частности, потому, что такой приоритет создания нового жилья именно в МКД не соответствует запросам общества. Как сообщил председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе презентации специального доклада ОП РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – доклад), которая состоялась на прошлой неделе, около 70% граждан при проведении опросов общественного мнения отмечают, что хотят жить в малоэтажных или индивидуальных домах. Предусмотренные нацпроектом показатели, согласно которым в 2024 году из 120 млн кв. построенного за год жилья 80 млн кв. м будут приходиться на МКД, действительно не соотносятся с этими пожеланиями.
Еще одна проблема заключается в том, что нацпроектом не уточняется, какие именно квартиры должны строиться в этих МКД.
Валерий Фадеев, председатель СПЧ:
“Сегодня 47% квартир в строящихся домах – однокомнатные, 28% – двухкомнатные. У меня возникает вопрос: а может в таких квартирах нормально жить семья с детьми, хотя бы с двумя? Поскольку главная проблема России – демографическая, встает вопрос соотнесения жилищного проекта с другими проектами. И судя по этим числам, напроект “Жилье и городская среда” плохо соотносится с решением демографических задач. Говорят, что молодежь сегодня покупает однокомнатные квартиры, чтобы потом, когда появится возможность, купить более просторное жилье. Но пока тенденция такова: доля однокомнатных квартир возрастает. Появились и скандальные предложения – в прошлом году, например, квартиру в 11 кв. м предлагали в Москве. Следующим шагом, видимо, будет капсульное жилье. Возможно, кто-то покупает такие квартиры, чтобы мигрантов регистрировать, но, по-моему, это противоречит духу конституционного права на жилище. Жилье должно быть достойным, а не просто для галочки, чтобы отметить факт его наличия.
Архитектура построек. Города, мы видим, заполняются огромными многоэтажными домами. Архитекторы говорят, что их к этой работе не привлекают, мало кто думает о том, как будет выглядеть город, его центральные проспекты, жилые кварталы.
Нужно развивать и иные способы финансирования приобретения жилья, не столь обременительные для граждан. Необходимо исходить не из того, что выгодно рынку, а, наоборот, организовать отрасль и рынок так, чтобы движение было в нужную сторону: демография, семья, красота городов. А потом под это подстраивать рынок.
При этом отменять нацпроект, конечно не нужно, но корректировка необходима. Ориентир нормальный – 120 млн кв. м, но о структурных задачах нужно серьезно подумать: какие это метры, какое жилье, как снизить его стоимость, какие новые методы финансирования нужны и т.
Оценив положения нацпроекта, члены ОП РФ выделили несколько основных рисков, которые могут поставить под угрозу достижение обозначенной национальной цели.
Риск № 1. Запланированное количество жилья не будет построено. Чтобы достичь установленного нацпроектом показателя, необходимо наращивать темпы строительства – на 10% ежегодно, отмечается в докладе. В прошлом году это почти удалось – по данным Росстата, по состоянию на 1 декабря 2019 года было введено 63 млн кв. м жилья, что на 9,1% превышает показатель 2018 года, однако прогнозный показатель на 2019 год согласно нацпроекту, напомним, – 88 млн кв. Вывод очевиден: в прошлом году он не достигнут. В этом году ситуация может стать еще сложнее – по экспертным оценкам, в связи с переходом на эскроу-счета и проектное финансирование около 28,5 млн кв. м жилья являлись в прошлом году потенциально рискованными, то есть соответствующим застройщикам не удалось ни достичь показателей, позволяющих привлекать средства граждан напрямую, ни получить соответствующее банковское финансирование (критерии, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, особенности привлечения денежных средств, размещенных на счетах эскроу, закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). По данным Банка России, в ноябре прошлого года объем привлеченного застройщиками проектного финансирования составил 650 млрд руб. , а для полного перехода к новому формату необходимо привлечь к 2024 году 6,5 трлн руб. , и эксперты пока не торопятся давать прогнозы о том, получится ли это сделать.
Нюансы исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, – в тематическом материале Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Риск № 2. Построенное жилье не будет раскуплено по причине низкой покупательной способности граждан. Учитывая, что стоимость 1 кв. м будет расти (это, как отмечалось выше, предусмотрено самим нацпроектом), а основной акцент с точки зрения стимулирования спроса граждан на жилье сделан на ипотеку – предполагается, что в 2024 году количество выданных населению ипотечных кредитов должно составить 2,26 млн (в 2019 году – 1,56, в 2020 – 1,57), нужно оценить, насколько она будет доступной для граждан. Как отметила со ссылкой на данные Банка России исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ контроль” Светлана Разворотнева, возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки сейчас доступна не более 35% граждан, проживающих, в основном, в крупных городах – в небольших населенных пунктах и особенно в сельской местности доходы населения, как правило, ниже, кроме того, жилищное строительство там развивается слабо, да и получить ипотеку на ИЖС проблематично. Если в семье есть хотя бы один ребенок, обозначенный показатель доступности снижается до 30%, а если два или три – до 10%. Согласно недавно опубликованной аналитической записке Банка России “Ипотека и доступность жилья”, для того чтобы достичь целевых показателей нацпроекта “Жилье и городская среда” по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, необходимо обеспечить в 2020-2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающей экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится. Поэтому регулятор рекомендует обратить внимание на иные варианты обеспечения доступности жилья, в частности на возможность снижения себестоимости строительства, например путем сокращения обязательств застройщиков по созданию социальной инфраструктуры при условии увеличения бюджетных расходов на ее строительство, а также на развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.
Риск № 3. Предусмотренное нацпроектом увеличение доли индустриального многоэтажного строительства приведет к ускорению оттока жителей малых городов и сельской местности, в том числе стратегически важных для России территорий, в крупные города. Согласно подготовленному АО “ДОМ. РФ” обзору рынка многоквартирного жилищного строительства по состоянию на 1 декабря 2019 года 80% объема ввода жилья по договорам долевого строительства приходилось на 22 субъекта РФ, причем четыре региона-лидера значительно обгоняли остальные: в Москве объем введенного жилья на указанную дату составлял 16,4 млн кв. м, в Санкт-Петербурге – 13,6, в Московской области – 12,3, в Краснодарском крае – 9,3. Сохранение данной тенденции приведет к еще более масштабному переезду граждан в мегаполисы и крупные города при “вымирании” остальных территорий, уверены члены ОП РФ.
Как видно из вышеизложенного, добиться минимизации этих рисков одной лишь корректировкой численных показателей нацпроекта вряд ли получится. Поэтому составители доклада подготовили целый ряд предложений, направленных на совершенствование жилищной политики в целом, в том числе по корректировке отраслевого законодательства. Среди важнейших инициатив:
- соотнесение положений национального проекта “Жилье и городская среда” и Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года, а также проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, признание индивидуального жилищного строительства приоритетным направлением развития жилищной сферы в России с соответствующей корректировкой обозначенных документов и принятием отдельной государственной программы;
- дополнение паспорта нацпроекта “Жилье и городская среда” системой мер и показателей по снижению стоимости квадратного метра возводимого жилья;
- развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных и потребительских кооперативов, ипотечно-накопительных программ;
- утверждение федерального проекта “Развитие арендного жилья”, предполагающего, в частности, что именно аренда – в домах, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности, – должна стать основным способом обеспечения жильем граждан с невысоким уровнем дохода;
- унификация оснований и инструментов жилищной поддержки, закрепление на федеральном уровне единого стандарта признания граждан нуждающимися в такой поддержке (минимального жилищного стандарта) и ее предоставление на территории всей страны (стандарт жилищного обеспечения), формирование единого федерального реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- расширение и дифференциация форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от уровня нуждаемости: ипотека, накопительные программы, предоставление субсидий на покупку или аренду, предоставление жилья по договорам найма, поддержка ИЖС и др.
Доклад, как подчеркнула секретарь ОП РФ Лидия Михеева, будет направлен в федеральные органы власти, с тем чтобы Правительство РФ и профильные министерства учли обозначенные в нем предложения и привлекали его составителей к участию в обсуждении вопросов совершенствования жилищной политики в целом и национального проекта “Жилье и городская среда” в частности.
Теги:
2024,
жилищное строительство,
ЖКХ,
инициативы,
нацпроекты,
территориальное развитие,
физлица,
экономика,
юрлица,
Банк России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Президент РФ,
Росстат,
СПЧ,
Валерий Фадеев,
Лидия Михеева,
Светлана Разворотнева
Документы по теме:
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
- Паспорт национального проекта “Жилье и городская среда” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))
Что считается благоустройством придомовой территории
По правилам благоустройства придомовой территории многоэтажного жилого дома, собственники жилья могут и обязаны проводить следующие мероприятия:
- производить высадку зеленых насаждений (спиливать деревья можно только с разрешения соответствующих организаций), ухаживать за газоном, клумбами;
- убирать опавшую листву, снег, обеспечивать водоотвод;
- ремонтировать тротуар, асфальтировать дороги;
- устраивать проезды, пешеходные зоны и площадки для отдыха и занятий спортом;
- устанавливать объекты утилитарного и эстетического назначения, ограждения вокруг функциональных зон и по периметру двора;
- выделять и содержать места для парковки автомобилей;
- устанавливать светильники (по желанию – видеонаблюдение).
К облагораживанию дворовых территорий относится также ремонт: текущий (исправление дефектов дорожного покрытия, правка ограждений, лавочек, оснащения детских и спортивных площадок) и капитальный (озеленение, асфальтирование новых дорог, строительство ограждений и других конструкций).
Какие дворы не принимаются к участию в программе?
Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне. В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:
- при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
- при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
- если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
- в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета
Об этих ограничениях рекомендуется заранее навести справки в муниципалитете.
На что следует обратить внимание при реализации проекта
Жильцы сами определяют, как будет выглядеть их двор, но чтобы построенное не пришлось демонтировать, важно помнить, что работы по благоустройству должны производиться в строгом соответствии требованиям СНиП. Все проводимые в рамках проекта мероприятия, используемые материалы должны отвечать нормам строительства и экологической безопасности. Члены инициативной группы обязаны контролировать качество работ, выполняемых подрядчиком, их соответствие техническому заданию.
Планируя техническую документацию, следует проконсультироваться с юристами в области ЖКХ, изучить положения Жилищного и Градостроительного кодексов, требования ГОСТа, касающиеся всех вопросов проведения благоустройства, от укладки асфальта до озеленения, от установки лавочек до создания парковочных мест. Пристальное внимание нужно уделить качеству оборудования для спортивных и детских площадок.
Правила по благоустройству территорий, участвующих в проектах
На основании положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства работы по благоустройству подразделяются на две группы:
- Минимальный вид работ оплачиваются из средств Федеральной программы. Государство финансирует ремонт дороги и проездов во дворах, установку мусорных контейнеров, урн, скамеек, монтаж современных систем освещения территории.
- На дополнительное благоустройство выделяются средства местного бюджета, а также перечисляются деньги, собранные гражданами, проживающими в данном дворе. К таким видам работ относят установку детской площадки, создание комфортного места отдыха для взрослых, выделение и ограждение участка для выгула домашних животных. В план дополнительных мероприятий жильцы могут включить оборудование парковочных мест или стоянки внутри двора, а также все мероприятия по озеленению участка (высадку деревьев и кустов, разбивку клумб с цветами).
Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили
Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.
Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.
1 этап
– определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.
Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.
Кроме того, на сайте администрации обычно можно проголосовать за общественные зоны, которые будут благоустроены – парки, скверы, улицы и т.д.
2 этап.
Если в списке на благоустройство дом не найден, то нужно
создать инициативную группу
жильцов дома (и других домов, которые имеют общий двор). Именно инициативная группа организует всю работу – созывает собрание жильцов, составляет план работ, общается с администрацией.
Проще всего решить вопрос с инициативной группой жителям домов, в которых организовано ТСЖ, тогда в группу можно включить председателя, бухгалтера и других участников товарищества.
Работа по включению двора в план благоустройства потребует затрат времени, поэтому те, кто работает с утра до ночи без выходных, вряд ли смогут чем-то помочь.
Что входит в благоустройство придомовой территории (двора) многоквартирного дома: элементы, правила
Что такое благоустройство придомовой территории многоквартирного дома? Изначально благоустроенный участок, сразу после сдачи дома – заслуга застройщика. Но такие услуги сразу после сдачи дома – редкое исключение. Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома — это проведение различных мероприятий, которые имеют целью улучшить санитарные и экологические условия вокруг дома.
- Озеленение:
- крышное;
- вертикальное;
- придомовое.
- Покрытия поверхностей (обеспечивают удобство передвижения):
- твердое;
- мягкое;
- газонное;
- комбинированное.
- Элементы сопряжения поверхностей:
- ступени;
- пандусы;
- лестницы;
- бортовые камни.
- Ограждения
- Малые архитектурные формы.
- Водные устройства.
- Мебель.
- Коммунально-бытовое инженерное оборудование для улиц.
- Техническое оборудование.
- Игровое оборудование.
- Спортивное оборудование.
- Осветительное оборудование:
- архитектурное;
- функциональное;
- световая информация;
- освещение зон;
- источники подачи света.
- Некапитальные сооружения.
- Нестационарные сооружения.
- Площадки:
- детские;
- для отдыха;
- спортивные;
- для мусороприемников;
- для прогулок с животными;
- автостоянки;
- пешеходные сообщения;
- транспортные проезды.
Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома
Установка ограждения возможна, если оно не нарушает право свободного передвижения собственников соседнего дома. В противном случае, городская администрация может наложить на забор сервитут (принудительное обеспечения права свободного передвижения по соседней территории) и демонтировать его.
Забор можно установить частично, ограничив вокруг детскую площадку, но при условии, если двор имеет сквозной проход. Жильцы многоквартирного дома могут ограничить въезд на дворовый участок для частных машин. На кареты скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы данные правила не распространяются. В случае если забор установлен не по правилам, и его придётся демонтировать. Беспрепятственно можно использовать забор в качестве обрамления клумб, если они располагаются около подъезда.
Как добиться благоустройства двора
Шаг 1 – организовать инициативную группу. В нее могут войти жильцы дома или домов, если двор общий для нескольких зданий. Это необходимо для организации всей работы по созыву жильцов на собрание, составления плана работ, ведения переговоров с представителями местных органов. Если в доме есть ТСЖ, группа может состоять из его председателя, бухгалтера и других участников, изъявивших желание заниматься этим вопросом.
Шаг 2 – разработать схему благоустройства. Для этого необязательно иметь навыки работы в сложных графических программах. Можно воспользоваться скриншотами с карт Гугла или Яндекса, на которых отразить:
- месторасположение дома относительно двора;
- предполагаемые места размещения проездов, тротуаров, парковок;
- места установки объектов благоустройства (скамеек, фонарных столбов, урн, детских площадок);
- схему озеленения с указанием мест размещения деревьев, кустарников, газона, цветников;
- расположение других необходимых объектов.
На схеме стоит отразить, из каких материалов будут выполнены твердые покрытия. Это можно сделать с помощью разных видов штриховки. Главное – привести эти штриховки в условных обозначениях, чтобы было понятно, какие покрытия и где нужно уложить.
Домик на дереве для детей и уголки тихого отдыха для взрослых
Двором на пересечении улиц Норильской (дом 3) и Изумрудной (дом 46, корпуса 1, 2 и 3) в Лосиноостровском районе пользуются жители шести домов. Это полторы тысячи человек разных возрастов и интересов.
Совместно с ними специалисты изучили все проблемные места, отметили минусы и плюсы. Так, единственная детская площадка была плохо оборудована и не освещалась, хотя в домах вокруг живут 240 ребят. Места, где могли бы отдохнуть пожилые люди, и вовсе отсутствовали. Во дворе росло много деревьев, но практически не было кустарников и клумб. Не хватало продуманной и обустроенной сети дорожек. Результатом большой совместной работы жителей и профессионалов стал проект «Дача во дворе».
Особую атмосферу загородной жизни создают цветущие деревья и кустарники. Фактически они разделяют разные функциональные зоны двора на «зеленые кабинеты», связанные друг с другом тропинками. Теперь здесь есть четыре оригинальные детские площадки, одна из которых представляет собой домик на дереве. Для горожан старшего поколения обустроили зону спокойного отдыха.
На стадии обсуждения проекта жители хотели оставить во дворе спортивную коробку и сделать ее более функциональной и добавить столы для пинг-понга. Все это было сделано. Новый проект решил проблему освещения и безопасности. Всего здесь установили более 90 малых архитектурных форм, высадили более 300 кустарников и десяток деревьев. Общая площадь благоустройства составила 1,1 гектара.
Современное качественное благоустройство предусматривает открытость, экологичность и функциональность. Открытый светлый двор, как бы интегрированный в городскую застройку, является своего рода урбанистическим идеалом, в то время как изолированные микрорайоны и замкнутые пространства нарушают единство городской среды, выбиваясь из общего архитектурного облика.
Не всем посчастливилось жить возле парков, но современные тенденции благоустройства дворов компенсируют этот недостаток. Деревья, газоны и клумбы позволяют отдохнуть от «каменных джунглей». Но правильная посадка деревьев с точки зрения светотени и чередование сезонных растений – это далеко не все. «Зеленое» строительство подразумевает использование экологических материалов, которые не наносят ущерба окружающей среде. Самое сложное в следовании этому тренду – отказаться от пластика, заменив его деревом, металлом и камнем. В футуристических концепциях современных архитекторов зелень органично вплетается в конструктивные элементы здания, формируя не только дворовое пространство, но и фасады, кровлю, общественные зоны жилых домов.
Во многих новых проектах, появившихся на рынке в последние годы, девелоперы отводят под озеленение значительные территории, доля которых может составлять 15-40% от площади участка. А чтобы двор выглядел «зеленым» и привлекательным не только летом, все деревья и растения тщательно подбираются с учетом времени их цветения. Так, в городском квартале бизнес-класса «Ривер Парк», который строится на территории Нагатинского затона, для поддержания красоты ландшафта весной были выбраны яблони и черемуха, осенью – рябина, а зимой пейзаж останется живописным благодаря хвойным деревьям.
Зеленые пространства в современных жилых комплексах соседствуют со спортивными зонами, парковками, пешеходными дорожками, скверами и детскими площадками. Чтобы застройка не казалась хаотичной, придомовую территорию разделяют на функциональные сектора. Для зонирования используют вертикальное планирование, пешеходные дорожки, высадку растений на границах площадок. Парковочную зону предпочтительнее выносить за пределы дворовой территории для того, чтобы жизнь во дворе была безопасной для маленьких жителей.
Девелоперы, которые реализуют проекты возле реки, благоустраивают не только дворы, но и прилегающие к домам набережные. В «Ривер Парк» от ближайших корпусов до воды нужно пройти всего 20 метров, чтобы оказаться на живописной прогулочной набережной длиной 1,5 км. Первый участок длиной 700 метров был открыт летом 2018 года в рамках возведения первой фазы проекта. Сейчас заканчивается строительство второго участка. Набережная продолжится вдоль новых строящихся корпусов бизнес-класса. Здесь появятся лиственные и хвойные деревья, злаковые растения и цветы. Предусмотрены также оригинальные малые архитектурные формы. Под сандеками – навесными балконами во дворах второй фазы – организуют места для отдыха с качелями. Ближе к воде пройдет прогулочная зона, а чуть дальше будут проложены велодорожки.