Сроки и порядок присвоения классного чина государственным гражданским служащим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки и порядок присвоения классного чина государственным гражданским служащим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.

Порядок понижения и лишения классных чинов

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.

Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».

Работа экзаменационной комиссии

Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.

Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.

Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.

После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот – чиновник не выдержал испытания.

Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.

Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).
Читайте также:  Пособие по безработице. Кому положено и как оформить

На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы

Категории должностей гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • руководителей — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощников (советников) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалистов — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающих специалистов — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Аттестация – как пройти

Для того, чтобы сопоставить профессионализм сотрудника с требованиями к должности и проверить уровень образования и навыков, в его присутствии проводится специальное заседание. Сначала слово дается председателю. Он зачитывает доклад, а затем поступают на рассмотрение имеющиеся материалы, которые позволяют судить о целесообразности нахождения в должности. Аттестационные мероприятия выявляют полный список профессиональных, деловых и прочих качеств служащего, необходимых в работе и имеющихся у него на данный момент.

Итоговое решение принимается простым голосованием. В результате служащий признается:

  • соответствующим занимаемой должности;
  • не соответствующим занимаемой должности.

Если голосов «за» и «против» — поровну, по умолчанию принимается, что служащий соответствует квалификационным требованиям.

В завершение процедуры выдается аттестационный листок с подписью председателя и всех членов комиссии. Также подписывает его и сам аттестуемый – согласно требованиям законодательства, он должен быть ознакомлен с результатами. Итоговый документ передается руководителю государственного органа. Он должен получить его в течение семи дней после аттестационной процедуры. Его хранят в личном деле, ответственность за сохранность сведений несут кадровики из соответствующей службы. Также в отдел кадров направляется протокол заседания, подписанный председателем комиссии и её секретарём. В приложении к протоколу содержатся все официальные предоставленные документы и прочие материалы, положительно характеризующие аттестуемого.

Комиссия может также выдавать рекомендации, направленные на достижение эффективности работы руководства и подчиненных. Они могут касаться поощрения отдельных служащих, направления их на переподготовку и выделения времени для прохождения краткосрочного обучения (по типу мастер-классов, семинаров, и т.д.), улучшения условий труда по отдельным категориям и спискам сотрудников.

Не явиться на заседание – это значит лишиться возможности лично ответить на все уточняющие вопросы. Так или иначе, проверка материалов состоится и без присутствия аттестуемого.

Если служащий прошел аттестацию неудачно, далее последует одно из следующих решений его непосредственного руководителя:

  1. Понижение с присвоением более низкого классного чина.
  2. Перевод на другое место работы.
  3. Увольнение в соответствии с отсутствием необходимых навыков для занимаемой должности (сотрудник должен узнать об этом не позднее, чем за три дня до подписания документа).
Читайте также:  ВПД военнослужащим в 2022 году: кому положено и как получить?

Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ;
  • Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113.

Исходя из действующего законодательства, можно выделить базовые составляющие такой правовой категории как «классный чин»:

  1. Это звание, присваиваемое госслужащим.
  2. Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
  3. Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
  4. Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
  5. Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
  6. Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности. Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
  7. Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
  8. Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
  9. Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.

Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.

Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица.

Классификация и должности

В общем, все должности могут подразделяться на несколько категорий и групп.

Среди категорий можно выделить следующие:

  1. Руководители. К данной классификации относятся не только сами руководители, но и замещающие их лица. Помимо этого, в гражданской службе у данной категории могут предусматриваться определенные и неопределенные сроки службы.
  2. Советники или, иначе говоря, советники. Данные должности содействуют лицам, назначенным руководителями.
  3. Специалисты. Это определенная категория сотрудников, которые выполняют специальные задачи и функции.
  4. Обеспечивающий персонал. Специалисты, которые занимаются организационной и документационной деятельностью в определенном органе государства.

Государственные должности могут подразделяться и на определенные группы:

  1. Главные.
  2. Ведущие.
  3. Старшие.
  4. Младшие.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные обязанности, ответственность, права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.
Читайте также:  Что делать, если задерживают зарплату

Становление системы иерархии в служебной деятельности

Понятие «старшинства» известно человечеству с самых ранних эпох. Еще в первобытном обществе существовало понятие «вождя» — лица, осуществлявшего руководство деятельностью, направленной на добывание пропитания и защиты членов племени от угроз извне. Однако, создание иерархии лиц, осуществляющих те или иные функции в обществе, основанной не на грубой силе подавления более сильным младших членов социума, а на осознанной необходимости подчинения для выполнения конкретных задач, стало возможным только после возникновения государства.

По сравнению с племенной формой организации общества, государственный строй являлся гораздо более сложным. Требующим большого количества лиц, выполняющих распорядительные функции по отношению к массе населения на подконтрольных территориях. Один глава государства был не в состоянии контролировать одновременно военные и хозяйственные процессы, управлять сотнями и миллионами своих подданных. Для этого он вынужден был делегировать полномочия приближенным.

В зависимости от того, какой объем полномочий и в какой сфере деятельности: гражданской или военной делегировались, лицо, уполномоченное на отправление функций от имени верховного правителя, получало определенный набор привилегий – чин. С ним было связано благосостояние управляющего отраслью или контингентом, набор полномочий, которыми чиновник или военачальник обладал для принуждения к исполнению своих распоряжений.

На более поздних стадиях развития государственности принуждение носило не непосредственный характер: доверенное лицо правителя самостоятельно уже не применяло грубую физическую силу для того, чтобы заставить исполнять свои распоряжения. За него это делал государственный механизм, основанный на целесообразности и осознанности в необходимости подчинения меньшинства большинству. В «уступке» части свобод, которыми каждый член общества обладал от рождения. Во имя защиты территориальной целостности, жизни и охранения более слабых членов социума, не способных самостоятельно позаботится о себе.

В России иерархический механизм соподчиненности зародился одновременно с появлением государственности, примерно в VIII-IX веках. Первым исторически признанным верховным правителем стал князь, а «управленцами» и служащими, проводившими в массы его волю – члены его дружины.

Классификация классных чинов по группам должностей гражданских служащих

Классные чины Группы должностей гражданской службы
Секретарь государственной гражданской службы Российской Фе­дерации 3 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Фе­дерации 2 класса Секретарь государственной гражданской службы Российской Фе­дерации 1 класса Младшая группа
Референт государственной гражданской службы Российской Феде­рации 3 класса Референт государственной гражданской службы Российской Феде­рации 2 класса Референт государственной гражданской службы Российской Феде­рации 1 класса Старшая группа
Советник государственной гражданской службы Российской Феде­рации 3 класса Советник государственной гражданской службы Российской Феде­рации 2 класса Советник государственной гражданской службы Российской Феде­рации 1 класса Ведущая группа
Государственный советник Российской Федерации 3 класса Государственный советник Российской Федерации 2 класса Государственный советник Российской Федерации 1 класса Главная группа
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Высшая группа

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Воинское звание

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

вице-адмирал, генерал-лейтенант.

Действительный госсоветник 3 кл.

контр-адмирал, генерал-майор.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

Советник 1 кл.

капитан, капитан-лейтенант.

Советник 2 кл.

старший лейтенант.

Советник 3 кл.

лейтенант.

Референт 1 кл.

младший лейтенант.

Референт 2 кл.

старший мичман/прапорщик.

Референт 3 кл.

мичман, прапорщик.

Секретарь 1 кл.

  • гл. корабельный ;
  • гл. старшина, ст. сержант.

Секретарь 2 кл.

  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.

Секретарь 3 кл.

  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *