Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о норме расхода топлива — образец, бланк 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Условие | Коэффициент % |
---|---|
Работа в зимнее время года | до 5-20 |
Работа в горной местности | до 5-20 |
Работа за городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
Работа в городской среде | до 5-35 |
Работа с частыми остановками | до 10 |
Работа на пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
При работе в карьерах | до 20-40 |
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Обновленные нормы расхода ГСМ.
Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.
Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.
Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:
-
Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);
-
Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;
- транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза:
- в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
- в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства;
- автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).
Новыми Нормами введено в действие еще одно понятие — «эксплуатационная норма». Эта норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах.
Установленные единицы измерения представим в виде таблицы:
Вид автомобиля |
Норма расхода топлив на 100 км пробега |
Бензиновые |
В литрах бензина или дизельного топлива |
Автомобили, |
В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л |
Автомобили, |
В нормальных метрах кубических сжатого природного газа |
Газодизельные |
Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м |
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.
Зимние надбавки к нормам
Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.
Регионы России |
Количество |
Срок |
Предельная |
Центральный федеральный округ |
|||
Москва |
5 |
1 ноября - |
10 |
Белгородская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Брянская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Владимирская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Воронежская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ивановская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калужская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Костромская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Курская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Липецкая обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Московская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Орловская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Рязанская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Смоленская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тамбовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тверская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тульская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ярославская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Санкт-Петербург |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Карелия |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Коми |
6 |
1 ноября - |
15 |
г. Воркута с прилегающим |
6,5 |
15 октября - |
15 |
Архангельская обл. (без Ненецкого |
6 |
1 ноября - |
15 |
Вологодская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калининградская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Ленинградская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Мурманская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новгородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Псковская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ненецкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Дагестан |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Ингушетия |
3 |
1 декабря - |
5 |
Чеченская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Калмыкия |
5 |
15 октября - |
10 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3 |
1 декабря - |
5 |
Краснодарский край |
3 |
1 декабря - |
5 |
Ставропольский край |
3,5 |
1 декабря - |
5 |
Астраханская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Волгоградская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Ростовская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Республика Башкортостан |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Марий Эл |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Мордовия |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Татарстан |
5 |
1 ноября - |
10 |
Удмуртская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Чувашская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Кировская обл. |
5,5 |
15 октября - |
12 |
Нижегородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Оренбургская обл. |
6 |
15 октября - |
15 |
Пензенская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Самарская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Саратовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ульяновская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Свердловская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Челябинская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Республика Бурятия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Республика Тыва |
5 |
1 ноября - |
18 |
Республика Хакасия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Алтайский край |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Красноярский край (без Таймырского |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Кемеровская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новосибирская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Омская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Томская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Читинская обл. (без Агинского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Таймырский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный |
6 |
1 ноября - |
18 |
Эвенкийский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Агинский Бурятский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
18 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Республика Саха (Якутия) |
7 |
15 октября - |
20 |
Приморский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Хабаровский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Охотский район |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Амурская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Камчатская обл. (без Корякского |
6 |
1 ноября - |
15 |
Магаданская обл. |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сахалинская обл. - южная часть |
5 |
15 ноября - |
12 |
Сахалинская обл. - северная часть |
6 |
1 ноября - |
15 |
Еврейская автономная обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Корякский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
15 |
Чукотский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
20 |
Острова Северного Ледовитого океана |
7 |
1 ноября - |
20 |
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс
На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:
- Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
- Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности – оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
- Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.
Приказ Изменение Норм Расхода Топлива в Связи • Расчет гсм для автобусов
Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет • Об утверждении норм расхода топлива.
При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.
С этой целью по каждому автомобилю производится расчет, в котором остаток топливного ресурса на начало отчетного времени складывается с суммарным числом поступлений в него за весь период. А затем остается лишь вычесть топливо, которое осталось на конец года. Вся сумма в БУ может подлежать списанию в расход.
В процессе включения горюче-смазочного сырья в расходы для налоговых учетных мероприятий необходимо обеспечить выполнение требования обоснованности объемов.
Обосновать расход можно путем его сравнения с нормативом, который должен иметь место в процессе выполнения определенных работ.
Нормативные значения могут формироваться предприятием в самостоятельном порядке, однако чаще всего используются документы от Минтранса России.
Вот еще несколько хозяйственных операций, используемых в процессе учета:
Эти хозяйственные операции – лишь часть из всех проводок, применяемых в процессе бухгалтерского учета.
Особых требований к заполнению бумаги не имеется. Тем не менее, существует образец, которого следует придерживаться во избежание внесения ошибочных сведений.
«38 — это мама»: все о правилах указания кодов родственной связи в больничном листе
Прежде чем производить списание горюче-смазочных материалов с налогового или бухгалтерского учета, необходимо определиться с фактически израсходованным количеством сырья.
Чтобы избежать подобных неприятностей, следует грамотно проводить учет. Для несущественных отклонений принято применять проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 10.3.
Выбор конкретного счета затрат при этом осуществляется исходя из того, для каких именно задач применяется то или иное авто, и по какой схеме производится учет в фирме. Если перерасход необоснованный, принято использовать проводку Дт 73.2 Кт 10.3.
Не принимаемые к учету расходы отражаются по записи Дт 91 Кт 10.3.
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок. Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом.
Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ
Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.
В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.
Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.
Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Зимний расход топлива.
1. Зимний расход топлива – это расход топлива автомобиля на его работу в зимнее время. Определяется базовой нормой расхода топлива и добавкой к этой базовой норме определенного процента в зависимости от климатической зоны в разрезе субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Нормативные значения базовой нормы расхода топлива для всех типов автомобилей и предельные величины зимних надбавок приводятся в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (редакция от 14.07.2015) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.»
2. Предельные значения зимних надбавок приведены в таблице.
N пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 | 10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
21 | Республика Коми | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
г. Воркута с прилегающим административным районом | 6.5 15.XI…30.IV | ||
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XI…15.III | 7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
III. Северо — Кавказский | |||
30 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III | 5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
35 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
36 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
IV. Южный | |||
37 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III | 7 |
38 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
39 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
40 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III | 10 |
41 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III | 10 |
42 | Краснодарский край | 3.0 01.XII…1.III | 5 |
43 | Республика Крым | 4.0 01.XI..01.III | 5 |
V. Приволжский | |||
44 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
45 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
46 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III | 10 |
47 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
48 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
49 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
50 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III | 12 |
51 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
52 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV | 15 |
53 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
54 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
55 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
56 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
57 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III | 10 |
58 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV | 18 |
VI. Уральский | |||
59 | Курганская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
60 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
61 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
62 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 10 |
63 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
64 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
VI1. Сибирский | |||
65 | Республика Алтай | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
66 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI…З0.V | 18 |
67 | Республика Тува | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
68 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
69 | Алтайский край | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
70 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV | 15 |
71 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
72 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI…30.IV | 15 |
73 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
74 | Омская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
75 | Томская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV | 12 |
76 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
77 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V | 18 |
78 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
79 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X….15.V | 18 |
80 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV | 18 |
VIII. Дальневосточный | |||
81 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X…15.V | 20 |
82 | Приморский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
83 | Хабаровский край | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
Охотский район | 6.5 15.X…30.IV | 18 | |
84 | Амурская обл. | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
85 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
86 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV | 18 |
87 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI…15.IV | 12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50 сев. широты) | 6.0 01.XI…30.IV | 15 | |
88 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI…15.IV | 12 |
89 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI…30.IV | 15 |
90 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV | 20 |
91 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI…31.V | 20 |
3. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р).
В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 °C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
Что говорит налоговое законодательство
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Алгоритм действий бухгалтера
Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:
- Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
- Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).
Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):
- средняя себестоимость;
- ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).
Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 10.02.1999
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» |
Вид документа | постановление, нормы |
Принявший орган | госстрой рф |
Номер документа | 6 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 10.02.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |